Излагаются в книге "История русской метафизики в XIX-XX века. Том 1"
www.koob.ru/evlampiev/history_russian_metaphysi...
Автор вводит свою типологию культур (с. 35 - 39 этого издания), за основу типологии берется отношение к Абсолюту: один из полюсов - стремление к бесконечно совершенному Абсолюту и полное пренебрежение земной жизнью (например, Индия), а на другом полюсе - увлечение земной жизнью без всяких забот об Абсолюте (греки). Соотвественно, появляются культуры диссонансного типа, в которых эти стремления борются и не гармонизируются (римляне и русские).
Заслуга гностиков в этой системе в том, что они возвеличили деятельность человека на земле и придали ей сакральное измерение. До гностиков, у Платона того же, считалось, что Абсолют содержит все мыслимые блага в величайшей степени совершества, и в деятельности человека не нуждается. Деятельность отдельного человека нужна только ему самому, потому что это его единственный шанс приблизиться к Абсолюту, и если человек не будет ничего делать, то так и пропадет здесь, а Абсолютут это ничуть не повредит. Так вот, именно гностики развивали ту идею, что Абсолют нуждается в нашей деятельности и неполон без неё.
Приписав эту идею исключетльно гностикам, автор находит ее затем у Соловьева и всех остальных, кто далее пречислен в аннотации, и объявляет русскую религиозную философию синтезом мистического (стремящегося к Абсолюту) и гностического течений мировой мысли. Вот так.
Я бы сказала, что идея о творческом преображении мира явно христианская, но христианство автор понимает исключительно как борьбу против материального и конкретного, а не против зла, вот так у него и получается, увы.