Статья о праве на Руси:
vkist.ru/32987/index.htmlАвтор прослеживает судьбу византийского права на русской почве и приходит к выводу, что рецепции этого права не было:
- нет традиции комментирования, разъяснения сложных случаев, извлечений для разных целей - эта литература не существует как таковая, не появилась за несколько веков;
- копорация юристов не сложилась за несколько столетий, вплоть до 19-го века;
- один и тот же термин в одном и том же документе понимается по-разному, термины искажаются при переписке и не поясняются, за одно и тоже преступление определяются разные наказания, по утверждению автора систематически;
- вплоть до Петра Первого и позже издаются указы с презумпцией неисполнения.
Автор делает вывод, что на Руси было две системы права - одно кодифицированное, культурно значимое, переводное, основанное на византийской традиции; другое - неписанное, с низким культурным статусом, основанное на руских местных обычаях (которые в отличие от традиции не рефлексируются и меняются постоянно, незаметно для носителей). Характерным признаком первого права было то, что оно не исполнялось.
читать дальшеСкладывается такая ситуация, когда культурно значимое право не выполняется, а выполняемое - не имеет выского культурного статуса. Например, основным событием юридической мысли XVII века автор считает кодфикацию русског обычаевого права при Алексее Михайловиче, впервые со времен "Русской правды" Ярослава Мудрого. Но как только эти законы записываются, они тут же перестают выполняться. И так далее.
Автор отсюда далает вывод о культурных отличиях русского мира от западного, основываяь на идее Лотмана о договоре и вручении себя (вот здесь хотя бы evolkov.net/conflict/contract/Lotman.Yu.Contrac...), которую лучше прочитать самому. Обсудить можно отдельно.
Комментарий Эдельберты к статье Живова:
Автор основывается на двух общеизвестных положениях:
1. РП, судные грамоты и в дальнейшем судебники произошли из обычного права.
2. На византийском праве основывалось только каноническое,а общегражданское вышло из РП.
Дальше автор делает следующее. Обычное право она приравнивает к языческому, византийское - к христианскому. На этом основывает все рассуждения, которые сводятся к тому, что действующее право - вне культуры, а которое соответствует культуре - фактически не действует. И 111 страниц рассуждений на эту тему.
Этот основной тезис я считаю ошибочным. Во-первых, обычное - не значит языческое. Оно вырастает не из языческих воззрений, а из бытовой практики. По большей части материальных основ быта, которые с принятием христианства не изменились, а значит, и праву незачем было меняться. Во-вторых, византийское право тоже не равно "праву христианскому". Оно тоже вышло из обычного, прошло обработку классическим римским правом, развитым и зафиксированным в языческие времена, и адаптировано под реалии жизни империи ромеев. К адаптированному римскому праву были добавлены положения, которых оно не содержало и содержать не могло, потому что не было объекта регулирования, - канонические нормы. Русь не заимствовала классическое римское право, потому что устройство жизни, а значит, и объекты правового регулирования - общественные отношения - были иными, чем в языческом и послеязыческом Риме и в дальнейшем - в Византии. Она разработала свое, которое регулировало именно те общественные отношения, которые сложились на Руси. И остались фактически теми же с принятием христианства. А вот то, что появилось нового, - канонические отношения - стали регулироваться заимствованными нормами, потому что своих до этого не было.
Я считаю это основное положение автора ошибочным, соответственно сомнительны и все основанные на нем рассуждения. Автор, похоже, считает право чем-то вроде литературы, отрывая его от того, что составляет его назначение - регулирование сложившихся общественных отношений.
Добавлю, что понятие "культура" автор берет в очень суженном значении, не включая в него ни материальную культуру, ни культуру отношений.
В общем, мое мнение - надуманно.