В девяностые годы Россия вернулась к той духовной культуре. от которой была оторвана в советское время. Одним из признаков этого возвращения стало появлени книги известного лингвиста В. Топорова "Святость и святые в русской духовной культуре"
predanie.ru/toporov-vladimir-nikolaevich/book/1...Я её читала выборочно, те главы, которые были мне нужны. Но такое чтение я не люблю и по возможности стараюсь прочитывать книгу полностью, тем более если нравится, а мне понравилась вторая и третья глава. В новогодние каникулы я начала сначала, про Кирилла Философа.
Человек, продвигающий в России забытую святость, называет православных схизматиками, цитирует по этому поводу Папу Римского (с. 151), сообщает, что несмываемый грех раскола церкви лежит на константинопольском патриархе Фотии, а римская церковь, единственная из всех, сохраняет преемственность со времён апостолов (с. 186). Недооценённый момент в наследии Кирилла и Мефодия заключается в том, что они принимали посвящение от Папы и ни в коей мере не замешаны в расколе церкви, хоть и зависели от Фотия. Топоров также солидаризуется с С. Булгаковым, изгнанным из России советской властью, который пишет, что катастрофа 1917 года была не случайна, а предопределена всей историей России, и первый шаг на пути к этой катастрофе - крещение от греков (с. 190).
читать дальше
"Россия была здесь, в Херсонисе, поставлена под стеклянный колпак и осуждена на испытания одиночества и отъединения. Разумеется, никто не мог тогда прозреть судьбы Божия и постигнуть все значение совершившегося выбора веры, который летописец приписывает великому князю Владимиру.
Но здесь, в этом выборе, исторические судьбы России определились как трагедия, трагедия культурного одиночества и обособления, как крестный путь. Да, это античная трагедия, в которой трагическая вина совершилась помимо чьей-либо личной воли и, однако, все предопределила. Западные народы, в то время еще полуварварские и высокомерно третируемые высокомерными греками, постепенно, из себя, развивая свои христианские потенции, шаг за шагом создавали могучую цивилизацию, затрачивая на нее все свои духовные силы, со всем их борением. Россия осталась вне этого труда и этого общего борения" и так далее в том же духе.
www.vehi.net/bulgakov/hersones.html
По поводу преемственности от апостолов. Римская кафедра дейстительно единственная в Западной Римской империи, основанная апостолом. Неудивително, что она приобрела большое значение, будучи к тому же расположена в столице, и со временем преемственность римской церкви от апостолов становится важным элементом европейского самосознания. Однако на территории Восточной Римской империи проходила деятельность всех остальных апостолов помимо Петра, и там основанные апостолами общины встречались во много раз чаще и в разных городах, по этому поводу никто не поднимал особого шума. Удивительно (или неудивительно), что эту ситуацию смогли повернуть нам во вред - ещё и кто? Представители русской религиозной философии, которой мы так долго были лишены.