В диалоге Платона "Софист" беседуют Чужеземец, Сократ и математик Феодор, и пытаются дать определение софиста.
В неоплатонической философии (семьсот лет спустя) каждое слово Платона понималось как истина и трактовалось магически и теургически. Если у Платона Чужеземец определяя софиста говорит, что это "платный охотник за молодыми и богатыми людьми", "торговец собственными знаниями", "очищает от мнений, препятствующих знаниям души", то у неоплатоников Софист - это подлунный демиург, который ловит души, очищает их и вселяет в тела, приобщая их смерти, отделяет от вечности. -
platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_an..., стр. 62 и сл.
Один из неоплатоников, Дамаский, пересказывает в своем трактате финикийскую теогонию. Значительное место занимает там бог Хусор, мудрец, гончар, разделитель, охотник за людьми, строитель, построивший богам дом, в окно которого вошла в смерть. Имя Хусор означает мудрец и искусник - ровно то же самое, что и слово "софист". Хусор упражняется в колдовстве, а софист у Платона сравнивается с колдуном и волшебником (потому что он зачаровывает молодых людей своими речами). Хусор изобрел рыболовный крючок, а софист уподобляется рыбаку, который ловит людей красивыми словами.
Светлов подводит к мысли, что совпадений слишком много, чтобы это было случайностью Хусор упоминается еще в угаритских текстах, то есть известен в основных своих качествах в доэллинистическую эпоху. Можно вновь поставить вопрос о семитских влияниях на философию Платона. Христианские апологеты писали, что вся греческая мудрость есть искаженная мудрость иудейская, то есть источник философии имеет в конце концов библейское происхождение. Финикийский бог Хусор это не совсем то, но как минимум показывает, что греческий и восточный миры не были так замкнуты, как кажется.
ninaofterdingen.livejournal.com/736341.html