День Победы приобрел чрезвычайную актуальность для нашего общества в последние годы и отношение к нему определяет культурную принадлежность человека, считает культуролог, заведующая аспирантурой Луганской государственной академии культуры и искусств им. Михаила Матусовского Нина Ищенко.

«День Победы стал чрезвычайно актуальным в русской культуре в последние годы. Именно отношение ко Дню Победы ярче всего иллюстрирует культурную принадлежность. Для одних это священный день, который нужно сохранить для наших детей. Для других это «победобесие колорадов», которое нужно прекратить, чтобы свободно идти вперед», – сказала она корреспонденту портала «Луганск 1».

Культуролог напомнила, что существуют две идеологические концепции к трактовке истории и событий Второй мировой войны. Одна из них принята большей частью европейских стран, при этом в ней не уделяется основное внимание «восточному фронту».

«Эту систему взглядов можно назвать европейским мифом о войне. Причина войны в этой концепции не поддается осмыслению, война является случайным нарушением в целом гармоничного мирового порядка, а Россия – одной из десятка второстепенных стран, которые от этого нарушения пострадали, но основной роли в событиях не сыграли, потому что победа во Второй мировой – это восстановление мировой капиталистической системы, а в этом событии Россия участия не принимала», – считает Нина Ищенко.

Совершенно иная трактовка событий Второй мировой войны характерна для второй концепции, которая принята в русской культурной традиции.

«Для России же в 1945 году окончилась Великая Отечественная война. Отечественная война – это война, в которой мы защищаем свою землю. Как говорила Екатерина Вторая, понимающая культурную традицию – «На начинающего Бог». Чем занимались враги до того, как на нас напали, с кем они заключали союзы и как они называют свой политический строй – абсолютной монархией, всемирной демократией или национал-социализмом – это для нас обстоятельства второстепенные, не играющие решающей роли. Для нас главная причина Отечественной войны – закономерное развитие грабительской капиталистической системы, которая ищет новые ресурсы. Главное преступление перед человечеством, совершенное в ходе Великой Отечественной войны – это уничтожение 27 миллионов человек, граждан СССР, независимо от их национальности. Победа в нашей культуре – это изгнание врага с нашей земли», – уверена Нина Ищенко.

«Для нас, разумеется, события в Европе – это предыстория нападения на Россию, и потому часть войны Отечественной. Для европейцев – восточный фронт лишь один из фронтов, и главные события войны разворачивались в Европе. Принимая одну из двух концепций, человек попадает в разные культурные пространства», – подчеркнула она.

Культуролог также провела параллель между взглядами на историю Второй мировой войны и греко-персидскими войнами древности.

«Победа греков над персами при Марафоне сделала Элладу Элладой – стала первым событием в противостоянии Востока и Запада, эллинов и варваров, победой Европы над Азией. Эта идея воплощалась в произведениях искусства, философских системах, политических преобразованиях в течение следующих двух тысяч лет. В то же время современники великой победы и вторая сторона конфликта – персы этого эпохального события просто не заметили. Под Марафоном греки разбили один из десятка экспедиционных корпусов персидской армии, поражение было чувствительным, но отнюдь не катастрофическим. Еще двести лет, вплоть до Александра Македонского, Персия оставалась безоговорочным культурным и политическим гегемоном региона: когда в любом эллинском городе говорили «Великий царь», всем было ясно, что это царь персидский. Александр потому и вошел в мифы греков, персов, а потом и христиан, что совершил невозможное – победил не кого-нибудь, а Великого персидского царя», – считает эксперт.

По её мнению, отказ от своего представления об историческом событии означает смену культурной и этнической принадлежности.

«Могли ли греки отказаться от своего представления о войне и принять персидскую версию событий? Только если бы стали персами. Вместе со своим видением событий им пришлось бы оставить свою культуру и свой собственный взгляд на мир. Этого и добиваются от нас сторонники «цивилизованного взгляда» на историю, который предлагается усвоить и русским», – сделала вывод Нина Ищенко.
lugansk1.info/53603-nina-ishhenko-otnoshenie-ko-dnyu-pobedy-yarche-vsego-illyustriruet-kulturnuyu-prinadlezhnost/