Статья М. М. Фиалко из журнала Valla за 2017 год. Скачать можно здесь:
vallajournal.com/journal/index.php/valla/articl...В статье прослеживается история некромантии от античности вплоть до Блаватской и Рерихов, анализируется подход к вопросу в Библии и католичестве. Особо отмечается перелом в отношении к некромантии в частности и магии в целом в эпоху Возрождения. Тема легитимации магии в тот период не раз уже обсуждалась в дружественных журналах:
"«Молот ведьм» опубликован в 1486 г., тезисы Лютера – в 1517. Эти два документа практически ровесники; можно сказать, что именно с «Молота ведьм» начался Долгий Шестнадцатый век. Далее, активнее всего на ведьм охотились именно там, где через некоторое время расцветёт протестантизм: в германоязычных странах. Это не значит, что католики никого не сжигали и не пытали – просто их жертвами были не ведьмы, а, в основном, еретики (светские власти, разумеется, могли еще много за что приложить калёным железом).
Охота на ведьм – действительно феномен не столько Средневековья, сколько Нового Времени. Это тривиальность, проверяемая по любому учебнику, но её нужно трудолюбиво проговаривать, разрушая распространённое заблуждение (ведьма на костре = Средние Века). К. С. Льюис тоже так считает:
Многие верят и даже пишут, что в XVI в. магия была пережитком средневековья, который и собиралась смести новорожденная наука. Те, кто изучал этот период, так не думают. В средние века колдовали мало, в XVI и XVII — очень и очень много. Серьезный интерес к магии и серьезный интерес к науке родились одновременно. Один из них заболел и умер, другой был здоров и выжил, но они — близнецы. Их родила одна и та же тяга."
schwalbeman.livejournal.com/152616.htmlчитать дальше
О средневековой (то есть католической) некромантии в статье очень интересный раздел. Социальное положение средневекового некроманта - младший клирик, который более-менее знает латынь и молитвы. Латынь является языком заклинаний вплоть до миров Гарри Поттера и Баффи Саммерс. Молитвы знакомят некроманта с основными могущественными силами мира, которые могут повелевать злыми демонами и защитить от них мага. Некромантия и магия в средние века считается даже доказательством истинности и силы христианского учения, потому что вызывание мертвых происходит имененм Христа и Святого Духа.
Второе замечание, которое я хотела бы сделать, касается XIX-го века. Образ прогрессивного общества, которое с помощью науки идет вперед к свету из мрака невежества, тоже стоит подкорректировать. Этот образ для людей моего поколения создавался книгами Жюль Верна и его экранизациями, более всего "В поисках капитана Гранта". Спиритизм и столоверчение тоже элемент эпохи, но у Жюль Верна и всего этого направления литературы отсутствует полностью, формируя впечатление, что это маргиналия, которая не сыграла большой роли. А это не маргиналия, это целый слой культуры.
Официальная дата зарождения спиритизма - 31 марта 1848 года, когда сестры Фокс в Хайдсвилле, близ Нью-Йорка, связались с духом убитого в их доме человека. Это через четыре года после появления телеграфа, и спиритизм становится популярен как телеграф духов. В России из известных личностей спиритизмом увлекались такие фигуры как Д. И. Менделеев, в Европе - Конан Дойль. В XIX веке появился второй после Агриппы Нетесгеймского (XVI в) компендиум по магии, авторства Элиаса Леви.
Я думаю, вполне возможно представить увлечение рационализмом в этот период как небольшое отклонение от магистрального развития магии и эзотерики. К сожалению. В европейской культуре между ними нет жесткой грани, во всяком случае, в массовом сознании.
Я прочитала одну статью в этом журнале, но темы там интересные, и надо почитать еще:
vallajournal.com/journal/index.php/valla/issue/...
ninaofterdingen.livejournal.com/786821.html