Массовый голод на Украине в 1932-33 гг стал основой конструирвоания идентичности украинцев в правление президента Ющенко, который пришел к власти после оранжевой революции, первого Майдана в 2004.
Этот голод, который был следствием мирового экономического кризиса, и охватил Россию, Украину, Казахстан, в украинской его части еще в ведомстве Геббельса получил название Голодомор. Название это никогда не использовалось на советской территории, где собственно и разворачивались события. Голодомор был мемом украинской нацистской пропаганды в годы Великой Отечественной войны, а также активно использовался украинской диаспорой, которая сформировалась в США и Канаде после окончательного разгрома бандеровцев в 1950 году, когда МГБ Украины ликвидировало последнего из видных террористов УПА Романа Шухевича.
После распада СССР на Украину зашла эмигрантская идеология и постепенно захватила многие ключевые позиции в общественном сознании. Украинские идеологи пытались заменить на Голодомор память о Великой Отечественной войне, которая жива на Украине. В правление Ющенко все эти процессы сильно активизировались. Почетное место занял построенный в 2008 году мемориал жертвам Голодомора в Киеве: kiev.informator.ua/2018/11/24/den-pamyati-zhert....
Также в разных городах Украины, больших и малых, под эгидой СБУ проводились культурные мероприятия в память жертв Голодомора. Собирался материал о том времени путем опроса свидетелей - жителей разных деревень, которым во время событий было не более пяти лет. Эта же методика отрабатывалась в девяностые годы в Белоруссии при формировании исторического локуса Куропаты (погуглите), место, где якобы в советское время расстреливали невинных людей. Показания жителей окрестных деревень, которые что-то слышали в свои нежные детские годы являются ключевым моментом дела. Против этой кампании неоднократно выступала сама Ганна Черная, руководитель диверсионной деятельности минского подполья в годы войны. И тем не менее, Билл Клинтон приезжал и возлагал цветы.
На такой успех (и небезосновательно) рассчитывали и украинские создатели новой нации, вкладывая идеологические ресурсы в Голодомор. Не обошлось без курьезов. На выставке в память Голодомора, которую СБУ открыли в Одессе, были представлены фотографии, взятые из журнала LIFE, на которых изображались ужасы американской Великой Депрессии, имевшей место в то же время по другую сторону океана. А что, такие же худые изможденные люди, замученные лица, разруха и нищета, почему нет? Скандал не вышел на международный уровень, но фоточки с выставки убрали.
В процессе всех этих мероприятий создавалась всеукраинская книга жертв Голодомора, которую делали профессиональные историки на основании работы в архивах с документами того времени. Когда эта книга юыла опубликована, украинская журналистка Мирослава Бердник делала ее анализ, в котормо было показано, что требуемое сакральное число жертв Голодомора (4 миллиона) достигается записыванием в умершие от голода всех вообще смертей, произошедших в 1932-33 году. Зарубили топором ювелира на пороге его магазина - жертва голода. Умер от пневмонии старик 90 лет - жертва голода. Ну и так далее, методика понятна. Какая разница, в конце концов, все они страдали, все они жертвы режима.
Высокий образец этой методологии я несколько неожиданно для себя нашла в книге Клемперера, филолога в нацистской Германии:
"Штюлер тоже не дождался освобождения. Он, правда, получил возможность остаться в Германии и умереть просто от болезни без всякого содействия гестапо, но жертвой Третьего рейха все же является, ведь если бы не беды, выпавшие на его долю, сопротивляемость организма у этого моложавого человека была бы выше. А он страдал больше, чем бедная Кетхен: душа его не напоминала грифельной доски, его разъедала боль за жену и сына, высокоодаренных людей, которых нацистское законодательство лишило всякой возможности получить образование".
Как-то так.