В рассказе "Три версии предательства Иуды" Борхес упоминает Валерия Сорана, который умер, потому что разгласил тайное имя Рима. История эта для Борхеса побочная и упоминается вскольз, но более подробно разбирается у Плутарха в его "Римских вопросах" (ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1438020000).
Плутарх жил в небольшом греческом городе Херонее в конце I - начале II века нашей эры. "Я живу в маленьком городе, - писал он, - и чтобы не сделать его еще меньше, собираюсь жить в нем и дальше". Плутарх - писатель, философ, интеллектуал, одним словом, человек греческой учености, за плечами у которого тысяча лет развития греческой культуры. Греция уже триста лет находится под властью Рима и является всего лишь одной из провинций Римской империи, однако приоритет греков в сфере образованности непререкаем. Римляне давно уже не западные варвары, а владетели мира, однако разница культур все еще чувствуется. Плутарх пишет "Римские вопросы" как человек высокой культуры, которого интересуют нравы и обычаи разных народов, в том числе и римлян. Кроме того, Плутарх был непосредственно связан с религией - он выполнял обязанности жреца в Дельфах. Религиозные обряды разных народов империи находились в поле его зрения.
Трактат Плутарха посвящен религиозным вопросам и разбит на небольшие главки, в каждой из которых обсуждается и решается какой-нибудь интересный и спорный вопрос из жизни и религии римлян. Например, почему в праздник на идф августа свободные женщины моют голову, почему в храм Геркулеса не допускаются мухи и собаки, почему человек, которого считали умершим, а он остался жив, должен входить в дом через крышу, и так далее. Вопрос о тайном имени Рима идет под номером 61:
"Почему о божестве, более всего блюдущем и хранящем Рим, бог это или богиня, кощунственно говорить, расспрашивать и называть его по имени?
Запрет подкрепляется суеверным страхом, потому что рассказывают, будто Валерий Соран погиб злою смертью, назвав это имя.
Может быть, верно сообщают некоторые историки, что существуют такие заклинания и заговоры, с помощью которых будто бы римляне сами переманили богов своих противников и поселили их у себя; вот они и боялись, как бы с их богами не случилось то же самое? Говорят, и тиряне надевали оковы на изображения своих богов, а некоторые другие народы брали заложников, когда отправляли идолов для омовения или очищения. Так и римляне думали, что для бога-покровителя самая верная и крепкая охрана в том, чтобы никто не знал, а зная, не смел произносить его имени.
Или же, как сказал Гомер:
Общею всем остается земля, —
и это значит, что люди должны почитать и уважать всех богов, сообща владеющих землей; для того и римляне в прежние времена скрывали имя бога-покровителя, чтобы граждане воздавали поклонение не ему одному, но всем богам?"
В примечании сказано, что обряд переманивания чужих богов на сторону римлян действительно существовал и назывался эвокацией. При осаде вражеского города жрецы творили этот обряд, произнося тайные заклинания. "Макробий говорит, что ученые грамматики, отдавшие много сил разгадыванию тайных имен, отыскали и некоторые из имен богов-покровителей, но подлинное имя покровителя Рима и «Латинское имя» самого города остались неизвестными и ученейшим мужам. Одни называют Юпитера, другие Луну, третьи Ангерону, которую изображали прикладывающей в знак молчания палец к губам; наиболее вероятной кандидатурой признается Опа Консивия (Macr., Sat. III 9, 1)."
Тайное имя Рима
ninaofterdingen
| среда, 06 марта 2019