В рассказе "Три версии предательства Иуды" Борхес упоминает Валерия Сорана, который умер, потому что разгласил тайное имя Рима. История эта для Борхеса побочная и упоминается вскольз, но более подробно разбирается у Плутарха в его "Римских вопросах" (ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1438020000).

Плутарх жил в небольшом греческом городе Херонее в конце I - начале II века нашей эры. "Я живу в маленьком городе, - писал он, - и чтобы не сделать его еще меньше, собираюсь жить в нем и дальше". Плутарх - писатель, философ, интеллектуал, одним словом, человек греческой учености, за плечами у которого тысяча лет развития греческой культуры. Греция уже триста лет находится под властью Рима и является всего лишь одной из провинций Римской империи, однако приоритет греков в сфере образованности непререкаем. Римляне давно уже не западные варвары, а владетели мира, однако разница культур все еще чувствуется. Плутарх пишет "Римские вопросы" как человек высокой культуры, которого интересуют нравы и обычаи разных народов, в том числе и римлян. Кроме того, Плутарх был непосредственно связан с религией - он выполнял обязанности жреца в Дельфах. Религиозные обряды разных народов империи находились в поле его зрения.

Трактат Плутарха посвящен религиозным вопросам и разбит на небольшие главки, в каждой из которых обсуждается и решается какой-нибудь интересный и спорный вопрос из жизни и религии римлян. Например, почему в праздник на идф августа свободные женщины моют голову, почему в храм Геркулеса не допускаются мухи и собаки, почему человек, которого считали умершим, а он остался жив, должен входить в дом через крышу, и так далее. Вопрос о тайном имени Рима идет под номером 61:

"Поче­му о боже­стве, более все­го блюду­щем и хра­ня­щем Рим, бог это или боги­ня, кощун­ст­вен­но гово­рить, рас­спра­ши­вать и назы­вать его по име­ни?

Запрет под­креп­ля­ет­ся суе­вер­ным стра­хом, пото­му что рас­ска­зы­ва­ют, буд­то Вале­рий Соран погиб злою смер­тью, назвав это имя.
Может быть, вер­но сооб­ща­ют неко­то­рые исто­ри­ки, что суще­ст­ву­ют такие закли­на­ния и заго­во­ры, с помо­щью кото­рых буд­то бы рим­ляне сами пере­ма­ни­ли богов сво­их про­тив­ни­ков и посе­ли­ли их у себя; вот они и боя­лись, как бы с их бога­ми не слу­чи­лось то же самое? Гово­рят, и тиряне наде­ва­ли око­вы на изо­бра­же­ния сво­их богов, а неко­то­рые дру­гие наро­ды бра­ли залож­ни­ков, когда отправ­ля­ли идо­лов для омо­ве­ния или очи­ще­ния. Так и рим­ляне дума­ли, что для бога-покро­ви­те­ля самая вер­ная и креп­кая охра­на в том, чтобы никто не знал, а зная, не смел про­из­но­сить его име­ни.
Или же, как ска­зал Гомер:

Общею всем оста­ет­ся зем­ля, —

и это зна­чит, что люди долж­ны почи­тать и ува­жать всех богов, сооб­ща вла­де­ю­щих зем­лей; для того и рим­ляне в преж­ние вре­ме­на скры­ва­ли имя бога-покро­ви­те­ля, чтобы граж­дане возда­ва­ли покло­не­ние не ему одно­му, но всем богам?"

В примечании сказано, что обряд переманивания чужих богов на сторону римлян действительно существовал и назывался эвокацией. При осаде вражеского города жрецы творили этот обряд, произнося тайные заклинания. "Мак­ро­бий гово­рит, что уче­ные грам­ма­ти­ки, отдав­шие мно­го сил раз­га­ды­ва­нию тай­ных имен, отыс­ка­ли и неко­то­рые из имен богов-покро­ви­те­лей, но под­лин­ное имя покро­ви­те­ля Рима и «Латин­ское имя» само­го горо­да оста­лись неиз­вест­ны­ми и уче­ней­шим мужам. Одни назы­ва­ют Юпи­те­ра, дру­гие Луну, третьи Анге­ро­ну, кото­рую изо­бра­жа­ли при­кла­ды­ваю­щей в знак мол­ча­ния палец к губам; наи­бо­лее веро­ят­ной кан­дида­ту­рой при­зна­ет­ся Опа Кон­си­вия (Macr., Sat. III 9, 1)."