Статья Карла Гинзубрга, создателя микроистории, занимает страницы 159 - 189 его сборника "Мифы, эмблемы, символы", который можно скачать здесь: vk.com/wall-68638203_1676

В статье прослеживается восприятие истории о Данае в европейской культуре. Автор начинает с Августина, епископа Гиппонского, который в своих работах неоднократно упоминал пассаж из пьесы римского комедиографа Теренция "Евнух". По сюжету комедии юноша, переодетый евнухом, пробирается в дом к красавице, в которую влюблен, и видит там на стене картину, изображающую, как на Данаю проливается Юпитер в виде золотого дождя. Влюбленный восклицает в том духе, что вот как Юпитер добился своего, так и я получу свое от моей красавицы. Августину это было нужно в рамках его полемики против безнравственного языческого искусства. Поскольку Августин был одним из самых читаемых отцов Церкви на Западе. пассаж этот разошелся по книгам и оброс комментариями. Можно сказать, любой образованный человек ко времени начала Ренессанса знал эту историю. Соответственно сюжет о Данае за прошедшую тысячу лет приобрел устойчивый смысл намеренно эротического изображения, по действию - современная порнография.

В эпоху Возрождения пассаж из Августина привлекает дополнительное внимание по двум причинам. Во-первых, он используется протестантами в иконоборческой полемике против католиков: уничтожение изображений в церкви - один из главных практических пунктов протестантского учения, а тут такой пример. Во-вторых, сюжет используется и католиками, которые обосновывают необходимость изображений в церкви: Августин описывает действенность изображения, и если поменять его тему и написать картину на благочестивый сюжет, это отличный способ внушить благочестивые мысли.

Старое значение сюжета как возбуждающего никуда не делось. Это тот контекст, в котором Тициан Вечеллио пишет свою знаменитую Данаю:



И прочие художники Возрождения пишут своих Данай в том же контексте.

Это еще одна иллюстрация того, что Возрождение было возрождением бесовщины, и деятели Возрождения хорошо об этом знали.