Рассматривая учение об Имени Божием в патристике, И. Алфеев приводит взгляды Иустина Философа. Юстин Мученик - апологет второго века после Рождества Христова. Первым из христианских богословов привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. По Юстину, древние философы разъясняли язычникам истины Ветхого Завета, а философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Новому Завету).
Согласно самому Иустину, он является автором трактата «против всех ересей». Ириней Лионский цитирует фрагмент из недошедшего до нас сочинения Иустина «Против Маркиона». У Евсевия Кесарийского представлен известный ему список работ Иустина: «речь, обращенная к Антонину, именуемому Благочестивым, к его детям и к римскому сенату»; апология «к Антонину Веру» (к Марку Аврелию); «К эллинам»; ещё одно сочинение к эллинам, называющееся «Обличение»; «О Божественном единодержавии»; «Лирник»; сочинение о природе души; «Диалог с Трифоном иудеем»; «Против Маркиона»; в конце добавляет, что «существует много и других его трудов у многих братьев». Более поздние авторы ничего не прибавляли к этому списку. (вики)
В диалоге с Трифоном иудеем главная цель Иустина - доказать, что Иисус и был Мессия, предсказанный в Ветхом Завете. Среди множества аргументов Иустин приводит историю битвы изарильтян с амаликитянами. Накануне битвы Моисей много молился, а после этого сдела следующиее: своего главного полководца Осию он переименовал в Иисуса, а сам во время битвы стал на удивительную молитву - молитву крестом, не засвидетельствованную более ни у одного народа и больше никогда у иудеев. Пока руки Моисея были подняты, израильтяне побеждали, когда руки опускались, побеждали враги. Руки Моисею поддерживал много часов, пока шла битва, и израильтяне одолели.
Вот как описывает это Иустин:
читать дальше
"Когда народ <...> воевал с Амаликом и сын Навина, называемый Иисусом, управлял сражением, то сам Моисей молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны; Ор же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от его утомления. Ибо если он что-нибудь опускал из этого знамения, представлявшего крест, то, как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, Амалик был побеждаем в той же степени, и сильный имел силу от креста. Не потому народ одерживал победу, что Моисей так молился, но потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам [Моисей] делал знамение креста. Ибо кто из вас не знает, что та молитва умилостивляет Бога, которая совершается с плачем и слезами, с повержением на землю и с коленопреклонением? Таким именно образом ни он сам, ни другой кто, сидя на камне, не приносил молитв.
<...> То же самое таинственно было предвозвещено и представлено тем, что сделали Моисей и Иисус. Ибо один из них с распростертыми руками, которые были поддерживаемы, оставался на холме до самого вечера, это не иное что изображало, как крест; а другой, переименованный Иисусом, предводительствовал в сражении, и Израиль побеждал. Можно думать, что это сделано было обоими святыми мужами и пророками Божиими потому, что один из них не мог представить вместе два таинства, – я разумею образ креста и образ наименования; – ибо эта сила есть, была и будет свойственна Тому Одному, Которого даже имени боится всякое начальство, чувствуя мучения, потому что будет разрушено им.
Бог наперед даровал нам таинства, прежде их времен <...> через образ распростертых рук Моисея, и через того, который, будучи переименован Иисусом, воевал с Амаликом: это событие Бог повелел записать в книгу и вложить в уши ваши имя Иисуса, сказав, что Он имеет истребить с земли память Амалика. Известно, впрочем, что память Амалика пребывает и после смерти сына Навинова, но Бог объявляет, что через Иисуса распятого, Которого все деяния предуказывались в этих символах, будут погублены демоны, которые будут бояться Его имени".Ссылки в тексте:
azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/svjashennaja-...