Идея Свасьяна о том, что немецкие интеллектуалы, переселившись в США и Великобританию, лишили Германию будущего, наверняка была в голове у бывших луганчан, который уезжали из города в последнюю войну. Выезжающие на Украину деятели культуры полагали, что всю культуру они увозят с собой, и на родине не останется ничего. Оказалось же, что под слоем украинской культуры, для которой нормально бомбить и разрушать, существовала прочная культурая основа, множество людей, для которых нормально помогать и защищать.

Этой теме посвящен доклад Елены Заславской, редактора "Одуванчика", на ФМО в 2016 году.
Прочитать доклад "Некоторые особенности культурного слоя Луганска" можно здесь, с. 120:
oduvan.org/wp-content/uploads/2016/02/FMO2.pdf

Позволю себе выделить самое главное:
Военный период: культурные и вынужденные эмигранты.
Весной 2014 года, когда я записывала стихи о Луганске для Радио Свобода, ведущий программы поэт Игорь Померанцев предложил мне сделать заметки о варваризации жизни в городе. Я отказалась. В эфир пошли только стихи.
Спрос рождает предложение, и статья о луганском мордоре таки появилась на сайте eurozine.com. Называлась она «Луганск: опыт неудавшейся культурной революции». Её автор – один из создателей «Культурной карты Луганска» Константин Скоркин. Он пишет о себе и своих коллегах по несчастью, таких же революционерах-неудачниках, вынужденных покинуть Луганск: «…за этот год мы потеряли наш родной город, наши дома, превратились в эмигрантов в своей собственной стране…. «Мы» – это луганские активисты, художники, журналисты, писатели. Многие из нас большую часть своей жизни потратили на культурные преобразования в родном городе».
Война изуродовала Луганск. По данным луганского МЧС на 2015 год за время боевых действий было убито 878 человек, из них 13 детей, более 3000 человек получили ранения. Уничтожено около 7 тысяч зданий и учреждений, среди которых жилые дома, школы, садики, больницы, библиотеки, музеи и храмы.
Во время артиллерийских обстрелов Луганска, когда не было света, воды и связи, актёры театра кукол давали представления на улице, потому что даже в таких нечеловеческих условиях сказка и улыбка могут поддержать в людях надежду; актёры русского театра жили в своём театре; сотрудники музея культуры Луганска успели эвакуировать коллекцию за час до того, как снаряд попал в здание; художники посещали мастерские в колледже культуры и писали картины; сотрудники областной библиотеки сами заделывали стены после того как 122-мм гаубичный снаряд угодил четко в научный отдел библиографии. В сентябре 2014 года библиотека уже открылась, чтобы принять читателей.
В статье К. Скоркин написал, что в Луганске произошел «насильственный срыв европеизации». Полная реализация украинской программы по европеизации Донбасса завершилась блокадой города.