Теория линейного прогресса, которая досталась нам в наследство от XVIII - XIX веков предполагала, что с развитием науки и освоением техники все общества Земли станут одинаковыми - технологичными, рациональными, модернизированными, а сейчас еще и информатизированными. Опыт последних десятилетий показывает, что этого не происходит, собственно культурные константы оказываются куда более устойчивыми, чем это предполагалось, и выдерживают значительные вторжения высоких технологий, и даже участие в их производстве и развитии. Яркие примеры этому дают Япония и Индия. Мой личный список художественных воплощений этой идеи невелик, и с ним я хочу вас познакомить.

Несколько лет назад в нашем узком кругу был широко популярен русский роман Елены Хаецкой "Падение Софии". Например: edelberte.livejournal.com/67376.html
НЛ даже говорил, что это его идеал современной прозы и общественного устройства (мы с Николаусом живем в разных мирах, и он сейчас заявит, что ничего похожего не говорил и никогда не мог сказать).
В созданный Хаецкой мир попали не только мы, но еще и великолепная Криста (отчет о визите здесь: christa-eselin.livejournal.com/121277.html).

Наибольшее впечатление книга Хаецкой производит тем, что в ней показано сосуществование двух несовместимых сфер: высоких космических технологий и уклада русской провинции XIX века. Пока не прочитаешь книгу, не приходит в голову эти сферы совмещать. Для стихийного прогрессиста, каковы все бывшие советские люди, высокие космические технологии должны сочетаться с совершенно другим стилем социальных отношений, чем тот, что был в русской провинции двести лет назад. Действие должно разворачиваться на фоне космических пейзажей или преобразованных земных городов. Гравитационные платфомы, движущиеся дороги, светящиеся купола, люди в непроницаемых облегающих комбинезонах и школьники, совершающие Двенадцать Подвигов Геракла, чтобы получить аттестат зрелости, и бесстрашных экипаж "Энтерпрайза" с стильной форме за пультом управления. Сохранение неизменными старых форм общественной жизни в одном пространстве с артефактами высокотехнологической цивилизации создает очень сильное художественное действие.

Такое же впечатление на меня произвел не столь уж знаменитый фильм "Основание Китая", который я посмотрела в военное лето: www.kinopoisk.ru/film/osnovanie-kitaya-2009-470.... Это история становления Мао Цзе-дуна как политика и его борьбы с Чан Кай-ши. Несмотря на всю технику двадцатого века, которая используется персонажами, создается реальное впечатление, что читаешь классический китайский эпос "Троецарствие", с его доблестными полководцами, министрами-интриганами и хитроумными красавицами.

Третий яркий фильм в этот ряд мне удалось добавить сегодня - это четвертая серия 1 сезона мультсериала "Любовь, смерть и роботы": turboserial.net/5074-lyubov-smert-i-roboty-1-se...
Здесь высокие технологии накладываются на быт американских фермеров, ничего в нем не меняя по сравнению с временами О'Генри. Если вы хотите узнать, что в голове у людей, голосовавших за Трампа, вы можете сделать это за 15 минут.
ninaofterdingen.livejournal.com/816315.html