Для Платона, а вслед за ним Плотина и неоплатоников душа божественна. Душа и божество имеют одну природу, единую субстанцию. Человек не знает об этом, потому что погружен в материальное. Падение души в материю - причина того, что человек слаб и неразумен. Отвлечение от материального способствует погружению человека в себя, в свою подлинную сущность, а тем самым в сущность божества. Отказ от материального, аскетика - единственный путь души к божеству.

Не то в христианстве. Человек сотворен, его сущность и сущность Бога принципиально различны, поэтому просто путь в себя есть путь в никуда и ни к чему. Чтобы подняться к Богу, человеку нужна помощь. Эту помощь нам всем оказал Христос, а сам человек своими силами ничего не сделает. Потому аскетика сама по себе, вне церкви, в христианстве не является путем спасения. И по той же причине разных путей много.