Небольшой очерк о катарском учении и праксисе, которые реализовывались в южной Франции и северной Италии в XII - XIV вв.

Центральным таинством катаров было утешение, consolamentum, или еретикация [1, с. 427 – 428]. Утешение соответствует христианскому причастию, однако его можно принимать только раз в жизни. После утешения человек абсолютно очищен от земной скверны, и готов попасть в рай. Чтобы не оскверниться вновь, человек должен никогда не лгать, а также практиковать строжайшее веганство и безбрачие.

«Большинство катаров не надеялось исполнить строгие заповеди, обязательные для «совершенных», и рассчитывало получить «утешение» на смертном одре, нaзывавшееся «добрым концом».

…Часто, когда больной, принявший «утешение», потом выздоравливал, ему советовали покончить жизньсамоубийством, которое называлось «эндура». Во многих случаях эндура ставилась как условие «утешения».Нередко ей подвергали стариков или детей, принявших«утешение» (конечно, при этом самоубийство превращалось в убийство). Формы эндуры были разнообразны: чаще всего голодная смерть (в особенности длядетей, которых матери переставали кормить грудью), но также кровопускания, горячие ванны, сменяющиеся резким охлаждением, напиток с истолченным стеклом, удушение. И. Доллингер, разбиравший сохранившиеся архивы инквизиции в Тулузе и Каркассоне, пишет:

«У того, кто внимательно изучит протоколы обоих вышеупомянутых судов, не останется никаких сомнений в том, что от эндуры погибло гораздо больше людей – частью добровольно, частью насильно, – чем в результате приговоров инквизиции» (Dollinger J. Beitrage zur Sektengeschichtedes Mittelalters. Erster Theil. Geschichte der gnostisch-manichaischen Sekten. München, 1890., p. 226)» [2, с. 204 – 205].

В конце XII века катарская ересь захватила северную Италию и южную Францию. Местные сеньоры поддерживали катаров и вступали в секту по политическим соображениям. Появились целые области, где католические священники не смели показываться под страхом расправы, а когда в одном южно-французском городе сенешаль-катар арестовал католического епископа, папский престол наконец-то осознал, что время полумер прошло. Против катаров был созван крестовый поход, и через несколько лет катаров полностью уничтожили, сравняв Прованс с землей. Пример описания альбигойского крестового похода с прокатарских позиций можно найти в книге современных французских исследователей «Повседневная жизнь во времена трубадуров XII – XIII вв» [3, с. 208 – 231], что само по себе показывает место катарской традиции в европейской культуре вплоть до наших дней.

1. Ле Руа Ладюри, Э. Монтайю, окситанская деревня (1294 – 1324) / Пер. с франц. В. А. Бабинцева и Я. Ю.Старцева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. – 544 с.
2. Шафаревич, И. Р. Социализм как явление мировой истории / И. Р. Шафаревич Полное собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. // Предисл. И. С. Шишкин. Отв. редактор О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2014. – С. 165 – 656.
3. Брюнель-Лобришон, Ж., Дюамель-Амадо, К. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII–XIII веков / Пер. с фр, предисл. Е. Морозовой. – М. : Молодая гвардия, 2003. – 414[2] c.: ил. – (Живая история. Повседневная жизнь человечества).