Немецкий математик Феликс Клейн известен широкой публике как изобретатель бутылки Клейна - односторонней поверхности, чуть менее популярной, чем лента Мёбиуса.
Для математиков Клейн вообще один из богов, и представлять его этой публике так же бессмысленно, как объяснять философу, кто такой Платон. А вот читателям, которые учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, интересно будет узнать, что парадокс брадобрея, прославивший Бертрана Рассела в XX веке, впервые был сформулирован применительно к Клейну в 1880-х гг.
Парадокс брадобрея в изложении Рассела: "Пусть в некой деревне живёт брадобрей, который бреет всех жителей деревни, которые не бреются сами, и только их. Бреет ли брадобрей сам себя?"
Гёттингенские студенты о Клейне: "В Гёттингене есть два сорта математиков - первые делают то, что им нравится, а не то, что нравится Клейну; вторые делают то, что хочет Клейн, а не то, что они хотят. Клейн не относится ни к тем, ни к другим. Значит, он не математик" [Панов, Современная математика..., с. 150].
А еще Клейн был женат на дочери Гегеля, и этот звучит как эпизод из народной сказки или римской истории, когда герой, женившийся на царевне получает пол-царства в придачу, а потом и сам становится царём.
Всего понемножку, о Клейне
ninaofterdingen
| воскресенье, 06 октября 2019