В трудах парижского философа XIII века Сигера Брабантского разрабатывается весьма современная идея о том, что философия не ищет истину, а изучает мнения философов по разным вопросам. Сигер пришёл к этой идее, следуя концепции двойной истины.

Концепция двойной истины принадлежит арабском философ Ибн-Рушду, латинизированная форма его имени Аверроэс. Кстати, у Борхеса есть рассказ об Аверроэсе, как о большинстве знаковых фигур европейской культуры, рассказ о непознаванмости театра для арабов.

Двойная истина означает, что бывают случаи, когда верное в теологии неверно в науке, и наоборот. Философия учит, что мир вечен, и переспорить Аристотеля в этом вопросе весьма затруднительно, а Библия учит, что мир сотворен. Где истина? И там, и там. Как философ, ты обязан считать, что мир вечен, а как католик - что мир сотворен.

Из этого учения следуют выводы, которые Аверроэс и сделал: мы люди, наш разум устроен так, что мы не можем отрицать то, что мы ясно понимаем, и потому нужно оставить теологам их сферу и заниматься наукой.

Сигер Брабантский этого шага не делает. В его работах истина определяется как то, что открыто в Откровении. Отсюда следует, что истиной занимается теология, а не философия, философия лишь изучает мнения философов.

В культуре постмодерна считается, что истиной не занимается никто, а насчёт философии всё правильно.

Сигеру, как известно, его осторожность не помогла: в 1277 году его работы были официально осуждены и запрещены к преподаванию. Церковное руководство тоже умело делать выводы.

Интересно, что при этом парижский епископ выступил всё же в защиту человеческого разума, который в учении Сигера обречён заниматься ничего не стоящим вещами. Наверняка Честертон упоминал где-то этот сюжет, он любил такие вещи.