Надежда Пахмутова
От редакции: Культурологический анализ песни «Война» группы «Мельница», альбом «Алхимия» (2015).
Похоже на Гребенщикова и видимо писано для киевских-одесских концертов для исполнения под зажигалки (теперь уже под экраны смартфонов, времена изменились). Парни лежат в траншеях, сестра, напои меня водой, ну понятен смысловой ряд. И я вспомнила, что «Воины света» и эта песня и то что я видела в пабликах у укропатриотов — стихи, песни, мемы, — всё очень «ювенильное», хипповатое, нарочито бездомное-негативистское. «Живи быстро, умри молодым», но не в том смысле, что вот dulce et decorum и лаврами увенчают чело юного героя, нет.
Именно наслаждение панковскими тяготами и неудобствами: если каска, то «заляпанная грязью», если ботинки, то «стоптанные на пыльных дорогах», если ползти — то через грязь. Чтобы командиры обязательно продажные, а солдаты обязательно «вопреки». И награда героя не находит, умирает он в той же грязи непризнанным и преданным всеми и это круто. Это круче всего, так и надо.
Это очень эффективная риторика, которая замечательно использует подростковый негативизм, благо реальное морально-техническое состояние ВСУ вполне отвечает чаяниям на предмет продажных командиров и дырявых ботинок. АТО — дело молодых, тусовка против морщин. Чем хуже тем лучше. Война не как инициация во взрослость, а как эликсир молодости.
В послевоенных песнях и стихах «остаться вечно молодым» — символ трагедии, непрожитой неестественно прерванной жизни. А здесь всё наоборот. Можно сравнить с риторикой донецких, где самым боеспособным и мотивированным поколением оказались отнюдь не тинейджеры, и где все культурные нормы и конструкты времён ВОВ совершенно живые и рабочие. Война именно как взросление, не как аттракцион.
Понятно, что и позиции сторон разные: киевский доброволец едет резать илотов, донецкий — спасать родной дом. Из молодых русских киевлян и днепропетровцев в ВСУ делают «украинцев» — в Донецке люди просто дерутся. Им, как говорится, для драки настроение не нужно, их никто не спрашивает.
Понятно, что украинская технология обработки молодёжи в обозримый исторический период использовалась (и используется) в десятках стран, больше всех преуспел Израиль, но там всё-таки есть вот этот twist, что армия — ворота во взрослость.
А на Украине видимо такое посвящение для пребывания в состоянии вечной юности.
Паблики украинских подростков показательны очень. Культ АТО и куски из советских фильмов. Полная, тотальная смерть автора.
Ещё раз: задача не победить, преодолеть, вернуться к созданию той самой сказочной Украины из рушников и хаток, а именно войти в волшебное царство войны и там сгинуть. Этот сериал будет длиться до последнего русского подростка или пока не придёт Скайнет. Оно и есть скайнет, потому что кнопку-то кто-то нажал. Те же примерно люди. Этот поезд в огне, сам поджёг, теперь спрыгни на полной скорости на виадуке в горах.
Это очень, очень нехорошо.