Исикава Такубоку – классический непризнанный гений. Приехал из села в Токио, работал в издательстве корректором, общался с лучшими литераторами своего времени, писал гениальные стихи, умер в нищете. А через десять лет, в 1920-е гг., его тексты оказались самыми востребованными, а он – самым читаемым автором, каждая его строчка имела значение, некоторые работы по цензурным соображениям не печатали до конца 1940-х гг., но зато дневники, которые он просил уничтожить, жена сберегла, и они были опубликованы сразу же.

Именно Исикава Такубоку сумел дать новую жизнь классическим формам японской поэзии в бурном ХХ веке. Именно он показал нового человека в обстоятельствах нового времени. Этого человека он явил и в своем «Дневнике, написанном латиницей». Записи действительно были зашифрованы, но шифр приводился на первой странице. Скорее всего, автор не прятал эти записки, а пользовался шифром как своеобразным методом отстранения и остранения житейских своих невзгод.

Дневник полон чувств и саморефлексии. Новый японец нового времени, судя по дневнику, это Гамлет в квадрате и самый горький упрек Платону в его рационализме, потому что новый японец – человек крайне нерешительный, отлично знающий, что нужно сделать, но не делающий этого, и страдающий от своего слабоволия и от горя, которое он причиняет другим.

С начала войны 2014 года всякое общечеловеческое сочувствие таким типажам как-то незаметно испарилось, потому что пришлось жить под девизом «Нет сил на депрессию». Эмоционального контакта не произошло. Читая глубокие размышления автора о несовершенстве мира и нерешенных проблемах, я всё время представляю себе, как кому-то, скорее всего, жене, придется их решать, и у нее уже не будет времени вести зашифрованный дневник.

Крайне грустная история, но как поэт Исикава Такубоку состоялся, а именно это было для него главным. Путь это будет главным и для читателя.