Второе важное открытие современной теории психоанализа состоит в том, что центральная проблема, с которой живет и борется человек всю сознательную жизнь, это не могучие инстинкты, а шизоидное избегание, то есть желание спрятаться от жестокого окружающего мира. Это желание спрятаться от проблем принимает самые разные формы, от вроде бы невинной прокрастинации до полной каталепсии.

Как пишет Гантрип, человеку гораздо приятней считать себя плохим, но сильным, чем хорошим, но слабым, поэтому проблема шизоидного избегания долгое время оставалась на периферии научного интереса, демонстрируя тем самым широкое распространение шизоидного избегания, причем, можно сказать, встроенного в западную культуру.

Избегание порождает тройственную структуру «Ребенок – Я – Злой взрослый». Больше всего внимания это явление привлекает, когда действия Злого взрослого направляются вовне и реализуются в криминальной сфере. Однако структура эта в принципе является структурой и здоровой личности: когда ребенок не напуганный и не голодный, взрослый не злой, а добрый, Я занимается не только соблюдением правил, тогда возникает гармоническая личность, устойчивая и творческая.

Эмпирический вывод, сделанный психоаналитиками, сводится к тому, что плачущего ребенка нельзя уничтожить, а нужно вырастить. Выращивать ребенка придется долго, но попытка его уничтожить приводит к неизлечимой патологии, к полному разрыву всех человеческих связей и погружению туда, откуда не возвращаются.

Вот от каких ужасов призван защищать девиз современной жизни «Люби себя, радуй себя, балуй себя». Правда, меня он не защищал, мне помогает только штудирование монографий и университетских учебников по теме, но может на кого-то действует.