Владимир Пропп в великолепной книге «Исторические корни волшебной сказки» связал сказку о спящей царевне и семи богатырях с обрядом инициации. Сказка Пушкина опирается как на немецкие, так и на русские версии, которые весьма архаичны. Богатыри, как мы помним, живут в особом доме и занимаются молодецким разбоем. Это древняя инициационная практика.
Инициация в архаических культурах – это обряд символической смерти, через которых проходят все юноши, чтобы стать мужчинами. Символический смысл инициации в том, что ребенок умирает, на его месте появляется взрослый мужчина, который уже признается воином, имеет право голоса и может жениться. На фактическом уровне инициация представляет собой ряд серьезных испытаний, которым подвергают молодых парней, живущих в мужском доме. Значительная часть этих испытаний заключается в том, что какое-то время они занимаются именно молодецким разбоем – грабят и убивают тех, кого смогут.
В ареале обитания индоевропейских народов известен такой обряд – это знаменитые криптии спартанцев. В ходе криптий молодые люди уходили из дома, бродили по дорогам, грабили и убивали илотов. На другом конце ареала обитания индоевропейских народов, у ирландцев, самое известное произведение литературы, «Похищение быка из Куальнге», описывает, как понятно из названия, похищение быка, которое совершается под предводительством Кухулина, великого богатыря и неженатого молодого человека. И хотя за быком идут через Маг Труйн и Туайм Мона воины нескольких королевств, в основе явно лежит всё тот же нехитрый сюжет молодецкого разбоя.