Диснеевский мультфильм «Мулан» и «Гусарская баллада» – две мои любимые реализации сюжета «девушка в армии».
Мультфильм основан на сюжете древнекитайской народной песни. Мультфильм я пересматриваю регулярно, знаю практически наизусть и не устаю им восхищаться – в нем в меру юмора и пафоса, сюжет завершен и каждая деталь на своем месте. Те качества героини, которые делают ее непригодной для традиционного пути невесты, оказываются основой ее успеха в армии. И качества эти не специфически женские. Это смекалка, нестандартное мышление, быстрота реакции – свойства характера, равно присущие и китайской народной героине, и Василию Тёркину.

Предполагая, что такой идеальный баланс второй раз воссоздать невозможно, я ожидала экранизации этого года – фильма «Мулан» скорее с опасением, чем с нетерпением.

Опасения оправдались. Глядя на роскошный китайский антураж, как-то забываешь, что фильм снят не в Китае, а в Голливуде. На первом плане в фильме не защита родины и воинское братство, а женская солидарность перед лицом общества, которое травит и не понимает особых женских талантов. Из сюжета убрали Мушу, то есть трикстера, юмористический элемент, и капитана Шана, то есть романтическую линию, которая объединяет двоих равноценных персонажей, способных оценить и признать таланты друг друга. Остались трюки, спецэффекты и бегание по стенам, то есть ничего – чистая идеология.