Жидовствующие, чашники и Консуэло
К теме жидовствующих я неравнодушна, интересуюсь не интенсивно, но регулярно после отличного текста Ольги Вальковой «Сюжет для шпионского фильма». Он публиковался на «Одуванчике», для удобства восприятия разбитый на три части:
oduvan.org/chtivo/proza/syuzhet-dlya-shpionskog...
oduvan.org/chtivo/proza/syuzhet-dlya-shpionskog...
oduvan.org/chtivo/proza/syuzhet-dlya-shpionskog...
Жидовствующие – это первая оформленная ересь на Руси за несколько веков христианства, появилась в конце XV века, в самое взрывоопасное время – накануне конца света в 1492 году, накануне Реформации в Европе. Название движения дано противниками, православными, и отражает повышенный интерес последователей к Ветхому Завету в ущерб Новому.
В советское время этой теме везло, поскольку жидовствующих трактовали как антифеодальное движение, и официальная идеология всегда была на стороне еретиков против православной церкви. Так что в этот период были освещены некоторые интересные моменты.
Об одном из них пишет Д. Чижевский (1894 – 1977) – эмигрант, филолог-славист, литературовед, литературный критик, лингвист, историк. В 1965 году Чижевский опубликовал в Праге статью о Василии Зубове, советском историке науки, академике, скончавшемся в 1963-м. В своей статье Чижевский рассматривает некоторые открытия Зубова, которые были неизвестны за пределами СССР. В том числе он пишет:
«Только в последнее время заметили, что приписываемые жидовствующим религизоные воззрения сходны вовсе не с догматами иудейства, а гораздо больше с мнениями некоторых радикальных групп чешских гуситов. Об этом писал В. Строев, указавший на возможную связь московских «еретиков» с гуситами в Венгрии (как раз в Венгрию и ездил с дипломатическими поручениями Федор Курицын). Я поддержал мнение Строева указанием на один латинско-ховатский источник о гуситстве. Кажется, раньше всех говорил о возможной связи жидовствующих с гуситами Р. Якобсон. Влиянием гуситов могли объясняться и особый интерес «жидовствующих» к Ветхому Завету и высокая оценка его, а это могло быть одним из оснований обвинения «сектантов» в «жидовстве»» (Чижевский, с. 562, кавычки на совестки автора).
Зубов в этой истории рассмотрел переводы труда по логике, которые делали жидовствующие, сличил все пять сохранившихся списков, правильно перевел логическую терминологию (типа вот этой ninaofterdingen.livejournal.com/809967.html) и обнаружил вполне осознанное владение логическим инструментарием в XV веке у русских интеллектуалов. Но это к слову.
А к выводу – Консуэло со своими чешскими подземельями, гуситскими чашами и переселением души Яна Жижки попала в совершенне неожиданный, но значимый резонанс! Перекличка эпох получается очень интересная.
Чижевский Д. И. Новое из истории русской культуры // Зубов В. П. Из истории мировой науки: Избранные труды 1921 – 1963 / В. П. Зубов; сост., вступ. ст. М. В. Зубовой. – СПб. : Алетейя, 2006. – С. 558 – 566.
ninaofterdingen
| четверг, 05 ноября 2020
Ad