Философской и историко-философской литературы в этом году я читала значительно больше, чем беллетристики. Тут первое место безусловно занимает «Философия откровения» Шеллинга. Это продолжение его «Философии мифологии», из которой я почерпнула основные идеи о сакральной жертве в практике цветных революций. Философия откровения тоже содержит оригинальные идеи, о которых я надеюсь написать отдельно.
Второе место – «Дионис и прадионисийство» Вячеслава Иванова.
Третье место – «Азазель и Дионис» Николая Евреинова.
На эту же тему мне не раз вспоминался прочитанный в 2012 году «Дионис: прообраз неиссякаемой жизни» Карла Кереньи, который заслуживает второго места в этом списке.
Философские книги, особо отмеченные в 2020-м году, все по философии культуры, более того, по философии мифологии, и даже более конкретно – посвящены Дионису. Этот неожиданный результат сказался в продолжении «Опытов пристального чтения» Елены Заславской, где развивая идею Владимира Карбаня, комментировавшего стихотворение «Марсий, вызови Феба!», я пишу текст-расследование о Марсии как воплощении Диониса. Этот опыт будет представлен читателям в следующем, 2021-м году.