Полнометражный аниме фильм «Письмо для Момо» некоторыми оценивается как заявка режиссера Хироюки Окиуры на место Хаяо Миядзаки, когда мастер окончательно уйдет на пенсию. Мультфильм делался несколько лет, прорисован очень хорошо, и хотя главная героиня – девочка-подросток, он скорее для взрослых, чем для детей.
В центре сюжета – мама и дочка, которые остались одни после смерти отца девочки, главы семьи. В сюжете действуют духи, посланные отцом, чтобы сберечь его семью, пока он не утвердился в небесной иерархии и не может сделать этого сам. Как знает русский зритель/читатель еще с новелл Акутагавы, мир духов и мир людей в японской культуре совсем рядом, духи живут в повседневной рутине, не нужно идти за тридевять земель, чтобы их найти. Духи выписаны отлично, девочка показана очень удачно, уловлены типичные подростковые черты. Возможно, близость по возрасту создает для зрительниц-девочек эффект «лицом к лицу лица не увидать» – это слишком обычно, чтобы быть интересным. А вот для мам, которые сами были подростками, тут есть сразу два персонажа, с которыми можно себя идентифицировать, и фильм смотрится с большим интересом.
Самый потрясающий для меня момент – это машина, в которой Момо спешит в нужную точку, куда надо попасть в момент Х, а иначе земля налетит на небесную ось. Машина формируется из духов на основе мотоцикла, на котором подвозят Момо. Получается поразительное месиво из монстров, снаружи и внутри. Если кто-то еще питает иллюзии о том, что наука и рациональность могут изгнать духов из нашего мира, то эти кадры окончательно похоронят всякую надежду: технология воспроизводится на местном материале вот так, с орущими и вопящими разноцветными монстрами, которые бегут ногами, чтобы снаружи всё выглядело как техника и технология.
К размышлениям о судьбах модернизации и технологизации на нашей планете.