Вопрос о троичности Бога в христианской догматике – один из самых сложных. Недаром в XVIIвеке, когда Реформация развернулась в полную силу, появилась масса течений, отрицавших троичность Бога (унитаристы). По последним данным, унитаристом был Ньютон, скорее всего именно по этой причине отказавшийся принять духовный сан, хотя это ему не составило бы проблем и по знаниям Писания он хорошо подходил. Естественно, этот вопрос разрабатывали и в классический период формирования христианской догматики, в период усвоения идей неоплатонизма в III – V вв.

Одной из идей, сыгравших важную роль в латинской христианской мысли того времени, была тринитарная онтология, наука о троичности в бытии. Решающую роль в становлении тринитарной онтологии в латинской патристике сыграл Аврелий Августин (354 – 430).

Как пишет А. Р. Фокин, тринитарная онтология Августина – это разновидность рассуждения о том, что Творец в какой-то мере может быть познан по его творению, а именно: «в каждой вещи сотворенного мира можно наблюдать три базовых характеристики или параметра (единство – форма – порядок, бытие – форма – порядок, мера – форма – порядок, мера – число – порядок, мера – число – вес и т. п.), которые предполагают, что их Первопричина также должна быть тройственной (causa trina), а значит, посредством обнаружения в мире подобной тринитарной онтологической структуры человеческий разум может прийти к познанию ее тройственной Первопричины – самой Божественной Троицы (Отец – причина бытия, Сын – причина формы и красоты, Дух – причина порядка и т. п.)» (С. 361).