Усвоение неоплатонической философии христианством началось до Августина, и решающую роль в этом сыграл Марий Викторин (290 – 364).

Плотин, основатель неоплатонизма, разработал философскую теорию о трех Первоначалах. Самое первое – Единое, которое находится вне бытия и мышления, определяется только апофатически, не познается, поскольку оно вне категорий. Из Единого исходит Ум, который уже мыслит, действует и активно создает мир. Мировая Душа истекает из Ума и одушевляет созданный Умом космос. Все три элемента называются Первоначалами, потому что для мира и человека они все первые, все за гранью создания космоса и души. Триада Плотина иерархична, если строить модель, Первоначала располагаются по вертикали.

Как пишет Фокин, «важной заслугой Викторина было то, что он вместо учения Плотина о трех иерархически подчиненных Первоначалах: Едином, Уме и мировой Душе выбрал в качестве аналога христианской Троицы «умопостигаемую триаду», элементы которой располагаются горизонтально на одном и том же уровне истинного, умопостигаемого бытия и всецело взаимоопределяют и взаимобуславливают друг друга. Это позволило Викторину не только эффективно опровергнуть арианское учение о неравенстве Отца и Сына по сущности, но и философски обосновать полное равенство и единосущие всех Ипостасей Троицы» (Фокин, с. 417).