Стоик Эпиктет жил во II веке нашей эры, когда христианство уже распространялось, но еще не стало доминирующим. Эпиктет был представителем альтернативной жизнетворческой практики – стоицизма. Мудрец, раб, которого приезжали послушать императоры, Эпиктет был одним из тех редких философов, кто жил в полном соответствии со своим учением. Поскольку Эпиктет не был миллионером, как другой стоик, Сенека, ему было несколько труднее сохранять стоическое спокойствие в разных обстоятельствах. Эпиктет ничего не писал, однако за ним записывали. Их его речей составлена книга «В чем наше благо?». Отрывок оттуда – немного стоицизма в наш изнеженный век:
«Когда ты заметишь, что ты начинаешь в душе своей упрекать Бога, то разбери внимательно то, чем ты недоволен, и ты увидишь, что оно так и должно было быть и не могло быть иначе.
– Да неужели, например, справедливо, чтобы вот этот бесчестный человек имел больше денег, чем я?
– Вполне справедливо, потому что он и хлопотал из-за денег больше, чем ты. Он подделывался к людям, обманывал их, обирал несчастных, по целым ночам напролет неустанно трудился для того, чтобы нажиться. Чему же ты удивляешься? А ты посмотри, больше ли у него разума и совести, чем у тебя. И ты увидишь, что у тебя больше всего того, из-за чего ты хлопотал и старался. То, что ты бережно хранил, – свою честь и совесть, –он продавал и получил за это ту награду, которую искал. Но ведь человека, который бесчестно приобрел богатство, мы не можем назвать счастливым, – мы, которые знаем, в чем истинное счастие. Мы знаем, что Бог справедлив и отдает то, что лучше тому, кто лучше. Чистая совесть – не гораздо ли лучше богатства?
Всегда помни неизменный закон природы: кто к чему способнее, тот и имеет больше успеха как раз в том самом, в чем он способнее другого. Помни это, и тогда ты ни на что не будешь роптать.
…Разумный человек никогда ни на что не станет роптать, потому что он хорошо понимает, что настоящее горе наше происходит не от того, что случается с нами, а от того, что мы неразумно думаем о случившемся. Отстраним же эти неразумные мысли, и прекратится то, что мы считали несчастием».