В продолжение спора Арамиса и д’Артаньяна об одном месте из блаженного Августина. Комментарий из работы Фокина «Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике»:
«В целом, тринитарная доктрина Августина, так же как и тринитарная доктрина его предшественника – Мария Викторина, может быть охарактеризована словами Ю. Мольтмана как своеобразный тринитаризм «абсолютного Субъекта» и трех «способов Его существования», в которых заключается вечный процесс Его «самодифференциации» и «самоидентификации». По мнению Ульяма Хилла, с которым трудно не согласиться, у Августина «Бог в действительности есть один Субъект (one subject), одно Я (one self), Которое соотносится само с собой (self-referencing) в своем бытии и действии». В связи с этим еще А. фон Гарнак подозревал Августина в модализиме и остроумно заметил, что «Августин преодолевает модализм благодаря одному лишь утверждению о том, что он не хочет быть модалистом». Известный специалист по тринитаризму Августина – Оливье Дю Руа также полагал, что тринитарная доктрина Августина таит в себе «риск модализма», поскольку в ней единый Бог, мыслящий и любящий Самого Себя, предстает как своего рода «великий Эгоист», подобно Богу деистов XVIII–XIX веков, что стало закономерным результатом августиновского «постижения веры в Троицу, основанного на одной лишь неоплатонической философии»» (С. 363 – 364).
Великий Эгоист латинской патристики
ninaofterdingen
| четверг, 14 января 2021