Благодаря Тимофею Алешкину я прочитала два цикла исторических заметок Сергея Корнева о республиканском Риме. Один проект посвящен восстанию Спартака, второй – роли Египта в становлении римской гегемонии. Ссылки можно найти в жж автора: culturgy.livejournal.com/9252.html

В предлагаемых исследованиях очень хорошая методология. Автор использует мир-системный анализ Валлерстайна и подход, который называется конспирологическим и понимается как определение той группы, которая стоит за известными нам политическими событиями античной истории. Тимофей Алешкин описывает его следующим образом:

«Борьба за власть – командная игра, партии или группы устроены пирамидально, у каждой обычно есть один глава-лидер, в борьбе генерируется и используется дезинформация о целях действующих лиц, которую можно вычислять, если исходить из того, что цель политиков – борьба за власть. Вот в основном определение дезинфомации и реконструкция того, что на самом деле происходило, меня и интересует»

Сергей Корнев в применении к истории поздней республики конкретизирует его так:

«Теодора Моммзена, написавшего монументальную «Римскую Историю», позднейшие историки упрекали в «модернизации»: в том, что он некритично перенес в древнеримскую эпоху политические концепты из современной ему Германии. Но отказываясь искать в прошлом аналогии знакомых нам вещей, мы рискуем впасть в противоположный грех (сродни «ориентализму»), искусственно выталкивая содержимое изучаемой эпохи в измерение «необъяснимо чуждого и экзотического». И еще смешнее: так мы рискуем рассматривать в качестве «аутентично древнеримских» те интерпретации, которые ученые прошлого и позапрошлого века срисовали с современной им европейской реальности. Если разобраться, сегодня мы смотрим на Античность глазами историков XIX и XX века, по необходимости привнесших туда предрассудки своих эпох. Пора уже расширить круг интерпретаций предрассудками нашей собственной эпохи. На мой взгляд, даже для профессионального историка было бы полезно хоть раз посмотреть на римскую реальность последнего столетия Республики как на аналог его собственной современности. Увидеть в римских Оптиматах – самую известную в истории «Партию жуликов и воров», в Гракхе – Навального, в Сулле, сделавшем своих приятелей миллиардерами, - типичного Путина и т.д. А чем будет в этом контексте восстание Спартака? Оранжевой революцией, бунтом «ракаев» или движением «захвати Уолл-стрит»?»
culturgy.livejournal.com/4356.html

Подход здравый, поставленная цель выполнена, читать интересно. Рекомендую.