Виталий Даренский
Русская периферия – это такая периферия,
где рано или поздно решаются судьбы мира.
Вук Задунайский
200-страничная книга «Донбасс: философия фронтира», изданная в Луганске и составленная под редакцией Н.С. Ищенко и Е.А. Заславской в 2021 году, представляет собой шестой сборник материалов Философского монтеневского общества Луганска. В него вошли избранные доклады 2002-2021 гг., а также рецензии и отзывы читателей на опубликованные книги и доклады ФМО, общий список докладов последних лет поэма Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз». Выход этой книги представляет собой очередное знаменательное событие в культурной жизни Республики. Он является свидетельством регулярной и интересной интеллектуальной жизни в Луганске. Заседания Философского монтеневского общества Луганска регулярно проходят в отделе «Русский мир» Республиканской библиотеки имени Горького и уже традиционно привлекают большое число участников из числа гуманитариев и студентов. Особую активность Философское монтеневское общество развило после войны – именно с 2015 года впервые начали регулярно издаваться сборники его докладов в виде бумажных книг благодаря помощи спонсоров и активной работе Н.С. Ищенко и Е.А. Заславской, которую они ведут все эти годы.
Благодаря участию Н.С. Ищенко заседания Общества приобрели более системный и организованный характер, а благодаря участию Е.А. Заславской в сборнике появилась новая – поэтическая – рубрика. Сочетание научных и художественных текстов само по себе является интересным возрождением традиций, которые бытовали в классической культуре – стоит вспомнить, например, сборник Н.В. Гоголя «Арабески», в котором были объединены его художественные тексты, критические и научные наброски в области истории. Вот и в этом сборнике поэма Елены Заславской создает живой камертон эпохи, благодаря которому другие тексты воспринимаются глубже и ярче.
В философских текстах определенным общим концептуальным мотивом является переосмысление двух основополагающих для луганских философов проблем. Первая, локальная и практическая – рефлексия цивилизационной идентичности Донбасса. Вторая – чисто философская, но тоже глубоко связанная с проблемой идентичности – это переосмысление природы и специфики самого философского знания. Сборник открывается двумя статьями по первой теме – о новороссийской идентичности текст В. Даренского, и о цивилизационной границе, которая проходит через Украину, текст Н. Ищенко. Последний включает в себя обзор большого материала по истории культурной жизни Луганска после 2014 г. и построена как анализ универсалии «Другого». Показано, что создание украинскими идеологами образа негативного Другого по отношению к Донбассу и Русскому миру в целом – является результатом общей культурной деградации украинской идентичности как маргинального и бесперспективного западного проекта.
В статьях Владимира Ветева «Классическая философия как предтеча Священного Писания» и Андрея Кондаурова «Социальная инфантильность как техногенная угроза современному миру» исследована экзистенциальная насущность философии в наше время. В первой показано, что без основы античной философии было бы невозможно ясное понимание и толкование Евангельской вести и создание христианской культуры. Вторая показывает важную грань современной цивилизационной катастрофы – примитивизацию современного человека техногенной цивилизации. Это самые кардинальные темы современной философской рефлексии.
Вторым важным содержательным блоком сборника являются тексты литературоведческой и культурологической тематики, представленные В. Патерыкиной, А. Мущинским, О. Бодрухиной и А. Атояном. Это большая традиция ФМО – исследование философской проблематики через ценные литературные тексты. Луганская философия вообще литературоцентрична и эстетична с самого момента своего возникновения в 1990-х.
Наконец, важнейший содержательный блок – это рефлексия и анализ того пути, который прошло ФМО за 30 лет. Среди этих текстов выделим статью И. Грицких – постоянного участника его заседаний в 2000-х годах, который сейчас живет и работает в России. Среди других текстов этого круга особый интерес представляет эссе Вука Задунайский, в котором находим смелый афоризм: «русская периферия – это такая периферия, где рано или поздно решаются судьбы мира» (с. 148). Не является ли это преувеличением? Нет, не является, поскольку судьба России всегда решалась ее провинцией, а судьбы мира уже полтысячелетия не решаются без участия России.
Поэма Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз» – это политистилистический текст, сочетающий в себе поэзию, прозу и дневник. Как и свое время тексты В. Розанова, он создает непередаваемую атмосферу эпохи, которая благодаря таким текстам уже никогда не будет забыта.
Стоит отметить, что феномен современной луганской философии и современной луганской культуры вообще удивительным образом отсылает нас к ситуации рождения классической культуры в древнегреческом полисе. Действительно, а что такое ЛНР со столицей в Луганске с точки зрения известных моделей культуры и исторической жизни? Это не что иное, как классический полис – город-государство. (Городов у нас есть еще более десятка, но они теперь стали своего рода луганскими пригородами). И эта особая атмосфера полиса, которую не могли передать наши университетские учебники истории Древней Греции, сейчас нами переживается как нечто свое и родное. Из этого духа и рождается философия – как и две с половиной тысячи лет назад – потому что философия всегда рождается заново.
oduvan.org/chtivo/recenzii/filosofiya-novorossi...
Философия новороссийского полиса
ninaofterdingen
| воскресенье, 12 декабря 2021