Изложенная в предыдущем посте концепция Невидимой Церкви нашла отражение еще в одном западном культурном феномене, а именно в представлении о супергероях.
читать дальше
Не будет преувеличением сказать, что это чуть ли не сквозная тема западного масскульта. Супермен, Бэтмен и Баффи, истребительница вампиров демонстрируют все отличительные черты данного мифа: это представители избранного меньшинства, которое стоит в особых отношениях к мистическому миру, резко отделено от простого народа по сути, но внешне супергерои такие как все. Заметим этот момент. Супергерои не раскрывают себя и свои подвиги, супергерои должны прятаться, сливаться с толпой, не дать никому заподозрить, что они не такие (Суперсемейка сюда же). Это воплощение художественными средствами представления о невидимости церкви. Обратим внимание на разительный контраст с обычными допротестантскими сказками всех времен и народов.
В обычных сказках подвиг никогда не бывает тайным в принципе. Герой может какое-то время скрывать своё имя, но не сам подвиг. Змей Горыныч не тайно разоряет поля и ворует людей, и никто убив Змея Горыныча не стремится выдать это за естественное происшествие. Победив дракона, герой женится на красавице и становится королем - подвиг вознаграждается открыто, в мире дневного света и повседневной реальности. У обычных людей хватает смелости не свихнуться от ужаса зная, что дракон разоряет их селения, хватает ума понять героизм их защитника, и хватает правильного взгляда на вещи, чтобы вознаградить героя за подвиг высшим местом в социальной иерархии.
Итак, в народной сказке героизм вписан в структуру общества. Все основные моменты, необходимые для включения подвига и героя в социум, ясно очерчены, хорошо разработаны и доступно изложены. Не то с западной концепцией героизма как тайного хобби. Спасать мир - ужасно тяжелая, грязная, неблагодарная работа, которая никогда не кончается и за которую ты ничего не получаешь. Кто из супергероев не согласился бы с этим? И кто из королевичей минувших времен согласился бы?
Причина этого контраста в том, что критерий разделения на невидимую и видимую церковь людям неизвестен (см. предыдущий пост), другими словами, мы не можем судить о принадлежности человека к героям или злодеям по его поступкам.
В ОЭ с выделением Невидимой Церкви из нашего грешного мира вплотную столкнулся Робер Эпинэ. Появление бесноватых в Олларии идеально ложится в схему: люди разделяются на две неравные группы по неизвестному критерию; переход между группами абсолютно невозможен; принадлежность к группе не определяется моральным обликом человека. Мальчик, который кинул камень в Левия, всяко совершил в жизни меньше подлостей, чем Салиган и даже чем сам Эпинэ, однако же логика западной мысли неумолима.
Следующий понятный шаг на этом пути - искать какие-то врожденные моральные изъяны у одних и врожденное моральное совершенство у других - ну не можем мы как Кальвин ждать до Страшного Суда, нам надо отделить бесноватых от избранных самим и сейчас. Надеюсь, из всего вышеизложенного ясно, что такие поиски ни к чему не приведут и найденный критерий неизбежно будет иллюзорным.
@темы:
ОЭ,
Эпинэ,
Невидимая Церковь