Обвинения Окделла в эгоизме не совсем правомерны. Они опровергаются тем, что Дик нелицемерно рискует жизнью ради своих идеалов, ради Катарины и ради Альдо. Эгоизм предполагает некоторую долю расчетливости и не сводится просто к желанию покрасоваться на дорогой лошади в день коронации. Поведение Окделла гораздо лучше описывается словом инфантильность.
Некоторой инфантильности у Дика не отрицает даже автор самой доброй и позитивной альтернативной версии Terence Fletcher ("Своими глазами"): когда Марсель видит Окделла в Фельпе, он не сразу узнает Ричарда в этом повзрослевшем на несколько лет молодом человеке. Однако объяснение этой вроде бы инфантильности даётся неправильное.
Дело в том, что европейская культура, носителем которой является Окделл, в целом "не доросла" до русской, "не повзрослела" по сравнению с нами. Отсюда этот эффект неистребимого ребячества при сопоставлении. Сходным образом сами европейцы в Новом Свете воспринимали индейцев, которые отдавали им золото в обмен на бусы. Европейцы видели в этом проявление глупости и инфантильности, дикари для них - большие глупые дети. Однако мы же понимаем, что в рамках своих представлений, в своей культуре это были взрослые состоявшиеся люди, зачастую более умные и социально ответственные, чем колонизаторы в своей. В таких случаях как правило вожди племен встречались с бродягами-маргиналами, моряками, разорившимися крестьянами, то есть ранги сторон несопоставимы. Причины успеха европейцев и неудач индейцев в том, что несравнимы сами культуры, носителями которых они были.
Теперь вы видите, дорогая Llem, почему тут нельзя ограничиться одними только психологическими особенностями, чертами характера и детскими травмами. Европейская культура Нового времени на фоне культуры имперской выглядит именно так, как Окделл рядом с Алвой - избалованным эгоистичным ребенком. Даже лучшим своим представителям Европа не может дать большего, увы.
Некоторой инфантильности у Дика не отрицает даже автор самой доброй и позитивной альтернативной версии Terence Fletcher ("Своими глазами"): когда Марсель видит Окделла в Фельпе, он не сразу узнает Ричарда в этом повзрослевшем на несколько лет молодом человеке. Однако объяснение этой вроде бы инфантильности даётся неправильное.
Дело в том, что европейская культура, носителем которой является Окделл, в целом "не доросла" до русской, "не повзрослела" по сравнению с нами. Отсюда этот эффект неистребимого ребячества при сопоставлении. Сходным образом сами европейцы в Новом Свете воспринимали индейцев, которые отдавали им золото в обмен на бусы. Европейцы видели в этом проявление глупости и инфантильности, дикари для них - большие глупые дети. Однако мы же понимаем, что в рамках своих представлений, в своей культуре это были взрослые состоявшиеся люди, зачастую более умные и социально ответственные, чем колонизаторы в своей. В таких случаях как правило вожди племен встречались с бродягами-маргиналами, моряками, разорившимися крестьянами, то есть ранги сторон несопоставимы. Причины успеха европейцев и неудач индейцев в том, что несравнимы сами культуры, носителями которых они были.
Теперь вы видите, дорогая Llem, почему тут нельзя ограничиться одними только психологическими особенностями, чертами характера и детскими травмами. Европейская культура Нового времени на фоне культуры имперской выглядит именно так, как Окделл рядом с Алвой - избалованным эгоистичным ребенком. Даже лучшим своим представителям Европа не может дать большего, увы.
а) что не вполне корректно сравнивать историю Кэртианы и историю Земли вообще, как раз по той самой пресловутой причине, что Кэртиана - не Земля. Серьезно, в фейтезийном произведении история может развиваться по совершенно другой внутренней логике, нежели история реальная. Ну и потом, если уж сравнивать, то Талиг по географическому положению, титулам и прочим признакам выходит как раз таки той самой Европой.
б) что ссылка на культурные различия европейцев и имперцев (даже не принимая во внимание пункт а) не совсем корректен, потому что если бы в мире Кэртианы подобные различия имели место, то носителем культурных ценностей европейцев (если принимать за истину, что Талиг - это империя) был бы не один-единственный Дик Окделл. Он живет в империи, среди людей-имперцев, общается с ними - откуда бы у него взялись европейские ценности? Ок, допустим, в семье так было. Но в семье-то с чего? Ведь все они уже много поколений живут в империи Олларов, откуда бы у них европейские ценности? Это что у них, форма внутренней эмиграции?..
Талиг по титулам и географии очевидно и задумывался как Европа, и это внешнее сходство многих и привлекает, а многих и сбивает с толку. Но независимо от этой внешней оболочки у автора получилось по сути описать Империю. Большинство героев мыслят и действуют как имперцы, даже слабохарактерный Фердинанд, что уж говорить о таких невозможных в Европе персонажах как Вальдес или Лионель.
носителем культурных ценностей европейцев (если принимать за истину, что Талиг - это империя) был бы не один-единственный Дик Окделл. - это тоже совершенно верно, потому я и предлагаю смотреть на эту книгу в некоторой степени как на аллегорию, роман идей. Автор не прописывает, как сформировалось то или иное мировоззрение, он сталкивает носителей разных взглядов и показывает, что получится.
Кроме того, Дик же и в романе не один такой. Люди Чести хоть сейчас и в издыхающем состоянии, но когда-то были сильны и владели Талигом. Перспективно рассмотреть Альдо как носителя европейских ценностей. И даже аллегорически там получится очень даже неплохо...
А чем Вальдес так невозможен?.. Имхо, там даже аллюзия проскакивает с Френсисом Дрейком и/или Уолтером Рэйли. Не под копирку, но все же.
Автор не прописывает, как сформировалось то или иное мировоззрение, он сталкивает носителей разных взглядов и показывает, что получится.
Ммм, на мой взгляд, если автор так и делает - то ненамеренно. Потому что изначально-то задумывалось, кмк, совершенно другое. А когда автор делает одно - а получается другое, это недочет автора.
Кроме того, Дик же и в романе не один такой. Люди Чести хоть сейчас и в издыхающем состоянии, но когда-то были сильны и владели Талигом.
Ну и кто еще ведет себя так же глупо, как Дик? Все остальные люди чести прекрасно встроились в систему и не отсвечивают. И той самой инфантильности, которую вы считаете "европейскостью" мировоззрения, у них нет.
Перспективно рассмотреть Альдо как носителя европейских ценностей.
Имхо, у Альдо совершенно иной случай. Но он все равно ведет себя иначе, чем Дик.
Откуда берутся люди с такими ценностями в России это отдельный вопрос, ну а в Талиге - остатки прошлого.
С момента падения династии Раканов прошло уже овердофига лет. Это все равно как если бы в России задирали нос те, кто при Рюриковичах еще был где-то у власти.
А в общем и целом, я просто немного не понимаю, почему вы стремитесь вещи, которые с полпинка объясняются психологией, объяснить гораздо сложнее без психологии. Тут, кмк, по принципу бритвы Оккама - не надо делать простое сложным.
Ммм, на мой взгляд, если автор так и делает - то ненамеренно. Потому что изначально-то задумывалось, кмк, совершенно другое. А когда автор делает одно - а получается другое, это недочет автора. - И опять вы совершенно правы, но при этом может получиться, как в данном случае, очень интересная вещь.
Ну и кто еще ведет себя так же глупо, как Дик? - европейский тип довольно разнообразен. Ну и кто еще ведет себя так же глупо, как Дик? Все остальные люди чести прекрасно встроились в систему и не отсвечивают. И той самой инфантильности, которую вы считаете "европейскостью" мировоззрения, у них нет. - европейские типы тоже разнообразны, как и имперские. Тот же Вальдес не очень похож на Фердинанда или Лионеля, а Дик не очень похож на Штанцлера, но общие определяющие мировоззренческие моменты у них есть.
А напишите про случай Альдо, как вы его видите?
С момента падения династии Раканов прошло уже овердофига лет. Это все равно как если бы в России задирали нос те, кто при Рюриковичах еще был где-то у власти. - Да. Потому я и предлагаю не очень фиксироваться на вопросах формирования этого мировоззрения в Кэртиане. Нас это взаимодействие идей интересует, потому что в нашей реальности эти взгляды активно подпитываются извне, потому и конфликт их с нашими, с имперскими, очень важен.
Какие параметры вы считаете показателями "взрослости"?
А вот тоже не соглашусь
Для человека я с вами соглашусь, а так же способность к милосердию и сосраданию. Но я имела ввиду взрослость в контексте цивилизации. Что вы под ней понимаете?
Вы в исторической Европе времен традиционного колониализма последних веков видите что-то "взрослое" по сравнению с Россией? Что именно?
Почему возник этот самый калониализм в Европе, но не возник в России? Да потому что России это было не нужно. Ее терретория и природные богатства удовлетворяли потребностям, и, положа руку на сердце, кормят ее и теперь, а вот во Франции и Англии потребности не могли быть удовлетворены ресурсами, которые у них были за счет меньшей терретории и меньшего количества этих самых природных богатств. Они бы не смогли жить в фактической изоляции вплоть до Петра Первого (18 век, ага). Взрослость тут вообще не при чем.
Простые ответы на такие вопросы это не ответы, а видимость. Вообще, объяснять историю из географии это порочный путь. Привлекательный конечно, но бессмысленный.
Если применять уже использованную мной возрастную аналогию, то это такая старческая привычка тащить в норку все, что под руку попадется: ежли хорошее, то человек становится престарелым скупердяем (как у Пушкина), если нет - просто коллекционером хлама...