Ответ на вопрос предыдущего поста.
Несколько банальных замечаний, из которых следуют небанальные выводы.
Культурная принадлежность, мировоззрение, ценности и идеи любого человека формируются не только предметами искусства, грубо говоря, не только тем, что он читает.
читать дальше
Вся жизнь немецкого городка 18-го века воспитывает из жителя - немца. Одни только городские часы на ратуше (об их символизме Шпенглер написал очень вдохновенные строки) так резко отличают европейца от человека другой культуры, как бронзовый щит Ахилла отличает человека племенной эпохи от современного горожанина.
Сам немецкий городок с его чудаками, бургомистром, музыкальными концертами по праздникам и частным образом по вечерам, гуляниями, улицами лавками, кнастерами, пивом, внутренним убранством комнат заключает в себе бездны смыслов. Каждый такой предмет или отношение требует столетий для своего формирования и больших усилий жителей для своего налаженного функционирования. Лежащая на столе связанная хозяйской дочерью кружевная салфетка есть проявление всего немецкого духа в одном маленьком рукотворном шедевре. Попробуйте доказательно объяснить, почему современные девушки не вяжут больше салфеток - вы непременно коснётесь и прогресса, и модерна, и двух мировых войн, и глобализации и кто знает чего ещё. Такие же масштабные темы затрагиваются, если надо объяснить, почему девушки вяжут салфетки, и все те идейные сущности, о которых вы упомянете, живут и действуют в маленьком немецком городке.
Можно сказать, что вся многолетняя история немецкого народа породила и провинциальный городок, и вдохновенного поэта с его пугающей поэмой, и маленького мальчика, способного эту поэму понять. Девятилетний ребёнок узнает в этих стихах те ценности, проявление которых в других вещах и отношениях он наблюдает каждый день, живет в них, впитывает их, формирует по их образу свою душу, встречает их, на что бы он ни посмотрел, куда бы ни пошёл, в чем бы ни принял участие. Та же самая сила, которая заставила Клопштока выбрать именно эту тему, заставила ребёнка понять её.
И немецкая поэма, и жизнь немецкого городка, и духовный мир маленького немецкого мальчика являются равноценными следствиями одной и той же причины. Таким образом являет себя в истории дух немецкого народа.
Справедливости ради замечу , что в 18 веке ( и до 18 века и в 19 и в 20 веке) немцы весьма отличались друг от друга , в зависимости от того, подданными какого князя и в каком государстве они жили .
Разное мировоззрение и менталитет , разный уровень жизни , разное воспитание , разные диалекты немецкого языка и его различное произношение , принадлежность к католицизму или протестантизму ...
Все это сохраняло свое значение до середины 20 века....
До Французской революции , немцы , ИМХО , это подданные королевств, княжеств и вольных городов , входящих в Священную Римскую Империю германской нации и говорящие на разных диалектах немецкого языка.
Их ничего не связывает - нет общей литературы ( Ульрих фон Гуттен или Ганс Сакс - для протестантов, но отвергаются католиками; Опиц , Лейбниц - для крайне малой группы интеллектуалов ) , нет общей музыки ( Бах был известен лишь на Севере и совершенно неизвестен в Вене и после смерти вообще практически забыт , Гендель писал оперы на итальянском языке для англичан , Моцарт создавал оперы на любые темы , кроме Германии ( да и венцы предпочитали итальянца Сальери немцу Моцарту ) , образ жизни протестанта - пруссака из Берлина резко отличается от жизни веселого католика - рейнландца ....
Их объединяет лишь эфемерная империя.
Я бы на вашем месте заключила отсюда, что эфемерность кажущаяся и на самом деле империя очень даже реальна, раз так проявляет себя в нашем мире.
Это отличие очень простое и сразу видно и итальянцу и французу и русскому - немцы, подданные империи , говорят на одном языке - на немецком.
Хотя ухо немца безошибочно отличит в разговоре из какого немецкого государства приехал его собеседник ( иностранец, скорее всего , не сумеет услышать разницу) .
С вашими взглядами очень трудно быть последовательным в дискуссии. Если немцев нет и империя настолько эфемерна, обходитесь без этого пустого слова.