Представим невозможное: описанная в предыдущем посте ситуация домонгольской Руси законсервирована на тысячу лет. Луки сменяются мушкетами, мушкеты - пулемётам, пулемёты - автоматами, но каждые сто лет владимирцы штурмуют Киев, киевляне осаждают Смоленск, рязанцы сжигают Тверь, черниговцы идут на Новгород и конца этому не видно.
Что бы вы ответили человеку, который бы сказал: ну ведь все эти люди патриоты! каждый из них очень любит свою родину! они верны, преданны, отважны, искрении, они борются за свою землю!
Кто может внятно озвучить претензию, если у вас есть претензии к этой позиции?
Что бы вы ответили человеку, который бы сказал: ну ведь все эти люди патриоты! каждый из них очень любит свою родину! они верны, преданны, отважны, искрении, они борются за свою землю!
Кто может внятно озвучить претензию, если у вас есть претензии к этой позиции?
А вот когда враг чужой веры, порядков, обычаев и т.п. - вот тогда патриотизм включится по-настоящему. За свое люди очень цепляются.
Посмотрите следующий пост, там тоже есть вопрос, который, надеюсь, не покажется вам праздным.
Раз уж дневник прежде всего об ОЭ, вот взять Манриков. Они патриоты Талига? Нет. Почему? Потому что стараются ради интересов не Талига, а ради своей семьи, может ради своего красного Манрика, на мануфактурах рабочим может житься очень даже хорошо и сытно, Манрики будут заботиться о своих муравьях. Но патриотами Талига они не будут. Ибо плевать они хотели на этот Талиг, если он потребует от них отказаться от личных интересов.
Является ли патриотом Лионель? Является. Почему? Потому что ради интересов Талига он готов отдать все, вплоть до жизни. Империя превыше всего. Интересы общего выше интересов частного. Собственно, если идти дальше, патриотом Кэртианы будет являться тот, кто поставит интересы Кэртианы выше интересов Талига\Гайифы\Дриксен. Но останется ли он патриотом своей страны, если в списке приоритетов она будет идти сразу после планеты? А является ли Лионель патриотом своей семьи при этом?
О Кэртиане не будем сейчас, я оставляю это на потом. Но не забуду, обещаю.
Ну и последнее, если следование высоким интересам является следствием интересов более низких (если мы сейчас не обьединимся против сильного врага, нас всех съедят по одиночке, а, значит и мой Киев съедят, значит, ради Киева я должен обьединиться с соседними княжествами) то патриотизм определяется более низким понятием (в нашем случае это Киев)
К счастью, нам не каждый день приходится выбирать, спасать руку или человека. Чаще всего человек от руки неотделим, и это не может не радовать.
С другой стороны, когда рука решает, что сможет прожить без человека, вряд ли получится что-то хорошее.
Если вам эти названия не подходят, предложите другие и будем их держаться.
ninaofterdingen, давайте так. Патриотизм - это любовь к родине. Любой. Малой, большой - неважно. Но он, как правило, развивается только в условиях соперничества и на хотя бы относительно суверенной территории при надлежащем его(патриотизма) формировании. Мы в детстве улицами не воевали, поэтому патриотических чувств к улице я не питаю. А вот соперничество между субъектами РФ определенное есть, поэтому свою республику я люблю и готова стоять за её интересы и суверенитет.
Но в условиях наших киевских русичей разговор совсем другой. У них нет большой родины, соответственно, патриотизма, аналогичного нашей любви к России, нет. Что же касается отношения к родному княжеству... Если постоянно ведется война, стоит предполагать, что у них и границ-то четких нет. То есть какая-то часть простых людей вообще толком не знает, где живет. А если она ещё и устала от войн, то им на это вообще наплевать. Армия воют за деньги, у них весь интерес в князе. Князю важна собственная власть.
Безусловно, есть процент людей, у которых патриотизм (по отношению к княжеству) более-менее сформирован в силу может, личностных качеств или обстоятельств сложившихся. Князь может мечтать о сильной земле и из вполне благородных побуждений, а не только из корысти, дружинник и крестьянин тоже вполне могут иметь причины для любви к земле чуть дальше своей общины. Но их немного совсем, так как оснований к формированию патриотизма толком и нет. Территория все время меняет границы, соперничества, хоть войны и ведутся, толком нет, потому что у обывателя нет причин воевать с единоверцем-соседом-русичем, да и не мыслит он такими категориями вообще, ему поле надо пахать и засеивать, а уж идеологической проработкой явно никто не занимается. Какие-то зачатки патриотизма, безусловно есть, но патриотизма в современном понимании нет. Ещё время не пришло для него.
У них нет большой родины, соответственно, патриотизма, аналогичного нашей любви к России, нет. - у них она была и они ее потеряли. Автор "Слова..." эту любовь к Руси ярко проявляет и выражает художественно. То что эта поэма сохранилась и то, что позже объединение произошло, показывает, что он в своей любви к Руси был не одинок. То есть большой России не было, а любовь к ней реально была.
В нашей удельной Руси я не считаю патриотизмом даже самую сильную и искреннюю любовь к своему княжеству, а только любовь к Руси как целому.
То есть большой России не было, а любовь к ней реально была.
Ага. То-то Тверь с Москвой насмерть грызлись, аж Узбек-хана пришлось привлекать для усмирения. Новгород со Псковым еле прижали, а то они и в Европу бы убегли.
В нашей удельной Руси я не считаю патриотизмом даже самую сильную и искреннюю любовь к своему княжеству, а только любовь к Руси как целому.
А почему?
Ага. То-то Тверь с Москвой насмерть грызлись, аж Узбек-хана пришлось привлекать для усмирения. Новгород со Псковым еле прижали, а то они и в Европу бы убегли. - С тех пор вот уже 5-6 веков никто Москва не осаждает Тверь и никто никуда не бегает. Если бы хотели, времени было достаточно.
Что-то изменилось тогда.
А почему? - Потому что единая Русь реальна. Любовь к единой Руси не совпадает с любовью к своей Черниговщине. Это должно быть отражено терминологически. Раз мы договорились называть патриотизмом любовь к большой России, любовь к малой родине в лучшем случае составная часть патриотизма, но не весь он целиком.
ninaofterdingen, татары пришли и народ захотел. Потому что лучше объединиться, чем поодиночке жрать будут. И то, заметьте, двести лет понадобилось.
С тех пор вот уже 5-6 веков никто Москва не осаждает Тверь и никто никуда не бегает. Если бы хотели, времени было достаточно. Что-то изменилось тогда.
Условия изменились. Сепаратизм стал наказываться. Порой предварительно.
Потому что единая Русь реальна.
Вот увы. Не реальна, ибо уже распалась.
Любовь к единой Руси не совпадает с любовью к своей Черниговщине.
Первое время. Если уж мы возьмем за данность, что патриотизм был (хотя я уверена, что его нет и не было, и я привела свои аргументы), он продержится до тех пор, пока Чернигов не привыкнет к своей самостоятельности. Потом уже будет любовь к земле Черниговской и проекту Великой Черниговской Руси, которая соединит вновь все территории бывшей Руси Киевской и станет править во веки веков.
И вообще, будь патриотизм, Иван Грозный бояр бы не гонял. Но его не было. Ни в нашей Руси, ни в вашей Руси АУшной.
Условия изменились. Сепаратизм стал наказываться. Порой предварительно. - Почему вы считаете, что это противоречит моему мнению? Или вы так не считаете?
Вот увы. Не реальна, ибо уже распалась. - Она реальна в идеальном пространстве, то есть может влиять на поведение людей.
Первое время. Если уж мы возьмем за данность, что патриотизм был (хотя я уверена, что его нет и не было, и я привела свои аргументы), он продержится до тех пор, пока Чернигов не привыкнет к своей самостоятельности. Потом уже будет любовь к земле Черниговской и проекту Великой Черниговской Руси, которая соединит вновь все территории бывшей Руси Киевской и станет править во веки веков. - Хорошее описание моей АУшной реальности. Как вы считаете, единственно возможный вариант. Почему по-вашему он не сработал в нашей истории? До нашествия монголов Чернигов был независим двести лет, в составе Орды еще двести лет - не привыкли за четыреста лет к самостоятельности?
ninaofterdingen, можно сказать и так. Из двух зол меньшее выбирают, и перед лицом сильного врага пришлось объединиться.
Почему вы считаете, что это противоречит моему мнению?
Какому именно?
Она реальна в идеальном пространстве, то есть может влиять на поведение людей.
Абсолютно упругий сферический конь в вакууме.
Хорошее описание моей АУшной реальности. Как вы считаете, единственно возможный вариант. Почему по-вашему он не сработал в нашей истории?
Вообще-то он сработал и стал называться Московской Русью, а впоследствие - Россией.
- Нет. Перед лицом сильного врага никто не стал объединяться, все сдались по одиночке. А через двести лет, когда прежние бои были так далеки, как от нас ныне Наполеон, вдруг произошло объединение. Это не перед лицом сильного врага, это что-то другое.
Вообще-то он сработал и стал называться Московской Русью, а впоследствии - Россией. - Он не сработал. Я так и знала, что этот пост пригодится
ninaofterdingen.diary.ru/p187104889.htm
ninaofterdingen, потому что не смогли объединиться сразу. Осознание пришло после многих лет унижений, грабежей, да и упадок Орды сыграл свою роль.
У Гумилева же есть сравнение цивилизаций, их контакт, конфликт, и всё с примерами. Поэзия историсофии, чудесная книжка.
С другой стороны, вы могли читать по цивилизационному подходу что-нибудь другое, мы могли бы от этого отталкиваться. Есть что-то такое?