воскресенье, 02 июня 2013
Многие склонны путать легальность и легитимность власти, полагая, что только легальность является залогом легитимности. В спокойные времена это верно, но во время кризисов, потрясений и революций легальность и легитимность часто расходятся. В таких случаях обычно легальность идёт за легитимностью, а не наоборот.
читать дальшеЛегальностью я называю законность в чисто юридическом смысле: правящий монарх - законный наследник предыдущего монарха, предыдущий монарх по всем правилам отрёкся в пользу нынешнего и прочие ситуации такого рода.
Легитимность это совсем другое явление. Легитимность власти это признание народом за этой властью права на управление и применение насилия. Легитимного правителя все будут слушаться, нелегитимного не будут, сколько бы юридически безупречных бумаг он ни предъявил.
В русской истории конфликт легитимности и легальности имел место в начале Смутного времени, при Борисе Годунове. Борис был братом жены царя Федора, сына Грозного. После его смерти Бориса просили принять корону и горожане, и бояре, и церковники, совершенно официально со всеми нужными церемониями. Что мог этому противопоставить царевич Дмитрий, будь он даже настоящим? Дмитрий был сыном пятой жены Ивана Грозного, а церковь признаёт законными только три брака. Всё, разговор о легальности и законности прав на престол на этом окончен. Однако отсутствие легальности не помешало Дмитрию войти в Москву и короноваться на царство, потому что он оказался легитимным правителем. Независимо от своей законности Дмитрий стал выразителем интересов некоторых слоёв населения, которые его и поддержали. Заметим, что как только Дмитрий утратил легитимность, ни польская армия вторжения, ни международное признание его не спасли (привет Альдо Первому).
Ещё одну хорошую иллюстрацию взаимоотношений легальности и легитимности можно найти во времена Революции и Гражданской войны. Революция на то и революция, что легальная передача власти прерывается. Большевики конечно никаких легальных прав на власть не имели - царь в их пользу не отрекался, Керенский им пост не сдавал, Учредительное собрание их не выбирало. Но легитимности у них было хоть отбавляй - весь народ признал их право руководить и решать судьбы страны. Большевики победили в гражданской войне, и это дало им больше легитимности, чем может дать десяток честно выигранных выборов. Далеко не каждый человек, пришедший на избирательный участок и опустивший бюллетень в урну, поставит на кон свою жизнь, лишь бы к власти пришла та партия, за которую он голосовал. Между тем в гражданскую происходило именно это - люди отстаивали свой выбор с оружием в руках и каждый "избиратель" неоднократно рисковал своей жизнью за то, чтобы у власти стояли большевики. Этот всенародный выбор придал большевикам легитимность, и легальность последовала за ней.
Такого же рода случай Катарины. После смерти Альдо королева стала легитимным правителем не потому, что мэтр Инголс что-то там придумал юридическое, а потому что она не развелась с Фердинандом и выступила за Алву на суде. После этого горожане стали носить цвета Ариго и называть Катарину Её Величество. Уже тогда это была победа. В отсутствие Алвы горожане подчинились бы без бунта только королеве и Эпинэ, и мэтру Инголсу оставалось только оформить это более-менее грамотно.
@темы:
королева,
ОЭ,
Инголс
Это-то и странно, что горожане сразу полюбили Эпине, ведь он возглавлял казнь Фердинанда и арестовал Алву. Любовь граждан к Роберу фантастична, считаю её дурным ретконом.
Дык, ведь есть пример где Эпине отдает мальчишку Айнсмеллеру, это он так защищает население? Если он всегда так действовал, то, получается, население Олларии мазохисты какие-то... Главное, Айнсмеллера ненавидели, аж на лоскутки порвали, а этого любят и понимают, что он же не сам, а человек подневольный.
Когда роли определились, Эпинэ стал для горожан человеком, который не убил заложников, не казнил Фердинанда, не убил Алву на эшафоте. Эти моменты народное восприятие выделило может и не сразу, но после поведения южан в столице в течение нескольких месяцев иначе и быть не могло.
Там, наверно, прошло пара дней, может неделя с момента событий у эшафота. Между третьей и четвертой книгой, а горожане уже любят Эпине.
" В русской истории конфликт легитимности и легальности имел место в начале Смутного времени, при Борисе Годунове. Борис был мужем сестры Ивана Грозного. После смерти Федора, сына Грозного, Борис оставался единственным законным наследником мужского пола в семье Рюриковичей.
Борис Годунов не был " мужем сестры Ивана Грозного " (с)
Супругой Бориса Годунова была Мария Скуратова -Бельская , дочь Малюты , убийцы св. митрополита Филиппа .
Сестра Бориса Годунова , Ирина Годунова была женой последнего царя из рода Рюриковичей - Федора. сына Ивана Грозного .
Так что права бориса на престол были весьма сомнительны....
Было много князей гораздо более родовитых