воскресенье, 07 июля 2013
Автор
zhelanny1.
Кто из вас, дорогие читатели, не знает еще, что такое Domino Day? Если кто-то не знает, я с удовольствием расскажу.
Domino Day – это национальная голландская развлекуха. Один раз в году, в ноябре месяце, в выставочном павильоне одного из нидерландских городов падают один на другой маленькие разноцветные кирпичики. Из этих кирпичиков сложены многочисленные плоские и объемные картины, объединенные заданной тематикой. Последний раз упало более четырех миллионов штук. Весь процесс представляет собой грандиозное шоу, которое транслируется телевидением многих европейских стран.
Domino Day – это вклад в объединение Европы. Под руководством опытных наставников десятки добровольных помощников из различных стран в течение нескольких месяцев занимаются кропотливой работой, выстраивая руками огромные цветные панно и фигуры. В процессе совместной работы молодые люди и девушки знакомятся и общаются друг с другом. Не случайно в 1999 году шоу проходило под девизом «Европа без границ», в 2001 году - «Связывая мир мостами». А когда в 2006 году голландцы и немцы, французы и бельгийцы, итальянцы и датчане стояли, надев на головы строительные каски и взявшись за руки, под дождем из последних сотен тысяч обваливающихся кирпичиков, поднимая руки в такт плавно катящейся разноцветной волне - только последний из сидевших перед телевизором циников мог остаться равнодушным и не разделить с ними мысленно их торжество. Если бы Шпенглер мог увидеть их счастливые улыбающиеся лица, он без сомнения поспешил бы домой, чтобы поскорее сжечь оба тома своего пессимистичного творения.
читать дальше
Domino Day – это вызов и испытание. В течение полутора часов девушки и юноши в волнении следят за обваливающимися кирпичиками: получится или нет? Не будет ли напрасным долгий труд? Ведь после самого первого толчка вмешиваться в процесс нельзя. Если машина остановится – пиши пропало: приглашенный юрист может не зафиксировать рекорд. А тогда их имена не будут увековечены в Книге Рекордов Гиннеса, между японским студентом, который за пять минут проглотил двадцать семь сосисок, и домохозяйкой из Техаса, которая защепила на своем теле сто восемьдесят одну бельевую прищепку.
Domino Day – это индустрия, которая развивается с каждым годом. Пусть швейцарцы умеют делать шоколад, немцы – машины, русские – автомат Калашникова; зато только голландцы накопили уникальный опыт построения того, что в немецком языке называется мудреным словом Kettenreaktionsmaschine – «машины цепных реакций». Помимо простых обваливающихся цепочек, фигур и панно устроители каждый год пробуют что-то новое. По их воле кирпичики падают вверх ногами и под водой, ездят на тросиках и опускаются на парашютах. Совершенно необходимым элементом цепной реакции являются вставленные в нужных местах замедлители, которые дают транслирующим передачу компаниям необходимое время для рекламных пауз.
Domino Day – это ответ Запада Востоку. Среди медитативных практик буддистского Востока есть практика создания мандалы. Буддийская мандала изготавливается неделями путем посыпания размеченной поверхности разноцветным песком; по окончании труда мандалой разрешено немножко полюбоваться – и затем необходимо одним движением руки уничтожить весь узор. Согласно буддистской традиции, процесс создания и уничтожения мандалы символизирует быстротечность жизни и отсутствие привязанности к материальному миру. Что ж, буддисты должны признать свое поражение по всем позициям: общеевропейская мандала больше размерами, изготовляется дольше, да и уничтожается красивее.
Но, не в последнюю очередь, Domino Day – это произведение современного искусства.
2.
По ряду формальных признаков Domino Day можно отнести к произведениям постмодерна.
Во-первых, многочисленные панно из цветных кирпичиков представляют собой коллаж, который, по словам Дерриды, является основной формой постмодернистического самовыражения.
Во-вторых, вместо непреходящих артефактов постмодернисты зачастую создают эфемерное искусство, существующее лишь в определенный момент времени. После уничтожения объекта его место занимает свидетельство о том, что объект существовал. В нашем случае таким свидетельством является Книга Рекордов Гиннеса.
Во-третьих, составленная из падающих костяшек фигура является саморазрушающимся артефактом. Саморазрушение есть типичнейший прием постмодерна, а саморазрушающийся артефакт есть его классический объект. Примеров таких работ много, например "саморазрушающиеся механизмы" Жана Тенгли. Также и отдельные элементы картины являются референтными. Тот, кто видел шоу 2006 года, помнит рассыпающуюся фигуру в виде автобуса, за которой оказался самый настоящий автобус; здесь нельзя не увидеть ссылку на работы Кристо, который занимался тем, что обворачивал в серебристую ткань крупные природные или культурные объекты, а затем на глазах у зрителей убирал ее, стирая грань между оригиналом и его изображением.
Наконец, жанр Domino Day можно определить двояко: как инсталляцию, но и как перформанс с элементами хепенинга. Сам объект искусства существует, но он является очевидно бессмысленным без сопряженного с ним художественного акта. Причем для правильного понимания смысла этого акта необходимо рассматривать обе его фазы: конструктивную и деструктивную.
В фазе конструкции – выбирается тема послания, планируется его воплощение, формируются изображения и фигуры; наконец, немалое количество людей проводят дни, выставляя руками кирпичик за кирпичиком. Через этот многомесячный труд производится метафизическое накопление энергии, необходимой для достижения поставленной цели.
Наконец конструктивная стадия завершена. В назначенный час, когда поставлен последний кирпич и убраны многочисленные предохранители, напряжение нарастает до максимума. Воздух гудит от накопленной энергии, заставляя участников действа двигаться осторожно и переговариваться шепотом. Пружина закручена так, что вот-вот порвется; невидимый лук натянут до предела. В этот момент наиболее парадоксальным было бы поместить огромное поле под стеклянный колпак и залить эпоксидкой, после чего шедевр обрел бы никому не нужное бессмертие. Картина на стене, скульптура на подиуме – все эти объекты неспешно выделяют заключенный в них смысл в окружающее пространство. Но доминошный коллаж слишком безыскусен, чтобы равняться с ними. Чтобы донести послание до зрителя, он должен строить силу художественного импульса не массой, но скоростью. И тут его запускают.
С падением первого кирпичика от наманикюренного пальца улыбающейся ведущей начинается противофаза, деконструкция. Стартует цепная реакция распада с высвобождением накопленного запаса: потенциальная энергия, заключенная в миллионах кирпичиков, переходит в энергию кинетическую. Тетива невидимого лука распрямляется, и стрела-послание, разгоняясь, устремляется ввысь, чтобы поразить невидимую цель.
Другое сравнение, которое приходит в голову - запуск ракеты в ноосферу. Замечу, что на эту аналогию работают все эмоциональные стадии шоу - тщательная предстартовая работа; обратный отсчет секунд до старта; напряженное внимание за процессом полета – отделением ступени за ступенью; наконец, всеобщее облегчение при выходе на заданную орбиту.
Но Domino Day не был бы истинным постмодернистским актом, если бы не предлагал зрителю двойное дно, смысл за смыслом. Анализ избранной формы послания подсказывает трактовку, на которой я, впрочем, не буду настаивать. Для меня создание-разрушение доминошного артефакта является указанием на судьбу западного искусства и западной культуры в целом. Фаза деконструкции - эпоха постмодерна - заключается в мимолетном растрачивании накопленного культурного запаса, его обессмысливании. Собиравшиеся столетиями камни разбрасываются за пренебрежимо короткий срок, и возведенное нашими предками здание рассыпается на глазах. Такая метаконцепция несравненно более серьезна, чем вся заключенная в коллажах безобидная тематика.
Европейская культура, занимаясь бесконечным самоцитированием в условиях этического релятивизма, проговаривает – а точнее, выбалтывает – весь потенциал заложенных в нее ранее смыслов. И, выбалтываясь, тем самым уничтожает себя, под улюлюканье зевак оборачиваясь грудой бессмысленных костяшек.
3.
На этом можно было бы и завершить рассказ, но я не утерплю и расскажу мой любимый анекдот, связанный с Днем Домино. Весь он – чистая правда, от начала и до конца.
В 2005 году Domino Day едва не был сорван. Под купол павильона, где уже ждали первого толчка четыре миллиона костяшек, залетел воробей. Даже подумать страшно, что могла бы сделать одна несмышленая птица с плодами многомесячного труда полсотни человек. Срочным телефонным звонком был поднят с постели сам организатор шоу, мистер Домино. После недолгих консультаций с адвокатами был вызван специалист «с ружжом» и лицензией. Воробей к этому моменту уже инициировал цепную реакцию, которая свалила, к счастью, всего лишь 23000 доминошек. Метким выстрелом невезучую птичку удалось убить. Упала она удачно. Сейчас она занимает почетное место в роттердамском Музее Истории Природы под именем Dominosparrow, пополнив галерею знаменитых птиц и животных.
Естественно, защитники природы были возмущены до глубины души. Расследование убийства воробья начали семь различных организаций. Одновременно было назначена премия в 3000 евро тому герою, который довершит начатое воробьем дело и сумеет саботировать доминошное торжество. В результате усиленных охранных мер рекорд был все же поставлен, но праздник омрачился громкими разборками между любителями мертвых падающих костяшек и любителями чирикающей живой природы. Кажется, доминошникам удалось откупиться, перечислив часть денег от шоу на оворобьение (оворобьевывание? воробизацию?) Нидерландов.
Этот печальный случай нешуточно расколол гражданское общество и вызвал в нем дискуссию о ценности отдельно взятой воробьиной жизни, которая продолжается до сих пор. "Ведь в случайно свалившего домино человека вы бы не стали сразу стрелять?" – вот тот аргумент, которым природолюбы смущают умы своих оппонентов. С учетом этой точки зрения выглядит неудивительным то, что сделавший удачный выстрел охотник долгое время бегал от разъяренных гуманистов, которые угрожали ему смертью.
@темы:
мысли друзей