Автор smirnoff-vl
Не так давно прочитал, что показательной чертой нашей эпохи является отсутствие утопий. Разочарование в разуме, как средстве социального конструирования оставило утопии в прошлом. Ан нет!
По наводке tim-o-fay прочитал роман «Черная пешка» Александра Лукьянова. Роман о герое прогрессоре, попавшем в мире Саракш на Островную Империю. Его называют фанфиком к Стругацким.
Впрочем, вся стругацевшина в произведении нужна только для раскрутки сюжета. На самом деле перед нами чистейшая литературная Утопия. Интересна не сама по себе (во всяком случае, для меня), а как специфической отражение настоящего.
Например, в утопическом мире империи нет места гуманности, как идеи. Во главе стоит разум и справедливость. А, как известно, справедливость и милосердие лежат на разных полках. (Не так страшно, если Бог гневен… страшно, если Он справедлив). Удивляет вера автора в разум и свои силы. Неужели ему не приходило в голову простое рассуждение: все прошлые утопии сегодня видятся наивными, а осуществление их скорее ужасным, чем прекрасным. Следовательно, и любая современная утопия будет точно так же смотреться в глазах потомков. И как следствие – выдумать идеальное общество невозможно.
Но как бы то ни было, утопия Лукьянова сурова и жестока, с концлагерями в своей совершенной, германской форме, и с рабством (правда я так и не понял, зачем оно надо). Что демонстрирует, насколько нас достала действительность, какую глубинную ненависть она вызывает.
читать дальше
Не так давно прочитал, что показательной чертой нашей эпохи является отсутствие утопий. Разочарование в разуме, как средстве социального конструирования оставило утопии в прошлом. Ан нет!
По наводке tim-o-fay прочитал роман «Черная пешка» Александра Лукьянова. Роман о герое прогрессоре, попавшем в мире Саракш на Островную Империю. Его называют фанфиком к Стругацким.
Впрочем, вся стругацевшина в произведении нужна только для раскрутки сюжета. На самом деле перед нами чистейшая литературная Утопия. Интересна не сама по себе (во всяком случае, для меня), а как специфической отражение настоящего.
Например, в утопическом мире империи нет места гуманности, как идеи. Во главе стоит разум и справедливость. А, как известно, справедливость и милосердие лежат на разных полках. (Не так страшно, если Бог гневен… страшно, если Он справедлив). Удивляет вера автора в разум и свои силы. Неужели ему не приходило в голову простое рассуждение: все прошлые утопии сегодня видятся наивными, а осуществление их скорее ужасным, чем прекрасным. Следовательно, и любая современная утопия будет точно так же смотреться в глазах потомков. И как следствие – выдумать идеальное общество невозможно.
Но как бы то ни было, утопия Лукьянова сурова и жестока, с концлагерями в своей совершенной, германской форме, и с рабством (правда я так и не понял, зачем оно надо). Что демонстрирует, насколько нас достала действительность, какую глубинную ненависть она вызывает.
читать дальше
Но к тому же сам коммунизм - это позитивистская (прогрессивная) идеология, выросшая на протестантском капиталистическом поле, где уже рулили национальные государства (которые в идеале надо было ликвидировать вместе с их культурными кодами), а также другие особенности, которые в России еще не успели толком оформиться.
Недаром, первые коммунисты истово ненавидели все то, что некогда помогло сложиться русскому этносу - православие с его культурным кодом, доверие к власти, смирение, милосердие, деревенская общиннность, патриархат, патриотизм, борьбу с католическим и мусульманским мирами, ощущение единства судьбы у всех трех ветвей русского народа - великороссов, белорусов и украинцев. Поэтому первое, что они сделали - разрушили зачатки единой русской нации, создав украинцев и белорусов и дав им собственные нац.государства, тем самым формируя действительность, которая соответствовала интересам поляков, немцев и прочих геополитических соперников России. Таким вот фокусом русские ВНЕЗАПНО оказались оккупантами на землях, которые не так давно были их неоспоримой собственностью и родиной.
Последствия не смог ликвидировать ни Сталин, ни последующие правители. В настоящее время украинцы и белорусы, которые имеют полное право и возможность, выступать против России - неоспоримый факт. Коммунисты раскололи ядро русской нации идейно (отчего уже внутри СССР стало зреть недовольство и зависть, а украинцы и белорусы не видели в СССР - "своего" государства, интересы их государств перестали совпадать с его, а в ретроспективе - с интересами РИ, Русского царства и т.д, особенно - когда была утрачена ценность сохранения русской веры, а ценностью стало являться максимальное сближение с "научным и прогрессивным" Западом), а демократы - сторонники еще одной капиталистической протестантской идеологии - довели этот процесс до логического конца.
а украинцы и белорусы не видели в СССР - "своего" государства, - Это неверно. Украинцы не сводятся к галичанам и западенцам. Даже во время войны, когда нужно было отстаивать свой выбор с оружием в руках, в УПА было по самым оптимистическим подсчетам 40 000 человек, а в Красной Армии воевало около миллиона. Что для кого было своим, очевидно. Активизация националистической идеологии на Украине и по всему Союзу это не причина, а следствие геополитической катастрофы.
Если честно - я тоже. После Февраля 17-го - точно.
На 1941-45 годы в Беларуси и Украине еще было много людей, родившихся в РИ, к тому же война была весьма специфической.
А вот уже в начале 80-х на Украине были мальчики, которые не хотели служить в Афгане, не потому что эта война казалась им несправедливой или бессмысленной, а потому что не хотели "умирать за Империю, ладно бы за Украину". То есть чувство - есть наше сало, и есть сало других республик и СССР в целом, уже имелось. И, подозреваю, не только в УССР.
Хотя тут мог сыграть свою роль и общий кризис советских идеалов эпохи позднего Брежнева.
Хотя тут мог сыграть свою роль и общий кризис советских идеалов эпохи позднего Брежнева. - Вот именно.