Автор schwalbeman
Обоюднодружественная edelberte делится своими впечатлениями от чтения «Молота ведьм». А такие впечатления, надо сказать, это целый отдельный жанр, со своими законами, с какой-то специфической атмосферой. К примеру, знатная писательница Е. Хаецкая кое-что рассказывала приватно о своём опыте (и чувствовалось по её рассказу – это именно был опыт, переживание). Еще несколько подобных рецензий припоминаю, от менее публичных личностей. Т.е. книжка в каком-то смысле посильнее и «Фауста» Гёте, и вечнозелёной «Mein Kampf». Ни разу не видел, чтобы при словах «когда мне было восемнадцать, я прочитал "Фауста"» у человека округлялись глаза и напрягались мимические мышцы. А вот с читателями «Malleus Maleficarum» такое случается. Прозревали ли Я. Шпренгер и Г. Инститорис, что пишут послание грядущим поколениям, что труд, утратив свое прямое предназначение, перестав быть техническим руководством для дознавателей, будет заставлять сердца потомков то биться чаще, то замирать? Вряд ли. Они не понимали даже, что создают один из портретов своей суровой эпохи (ибо само понятие «портрет эпохи» было весьма необычным для человека тогдашней культуры – просто вследствие специфического восприятия категории времени).
edelberte формулирует три тезиса. В порядке возрастания значимости они суть следующие:
"Массовые "ведовские" процессы и сожжение ведьм происходили в это время не только в католических, но и, в равной степени, в протестантских землях. "
Я только не понимаю, почему «в равной степени». Вроде бы согласились уже, что протестанты интересовались ведьмами значительно сильнее католиков. В самом деле, «Молот» опубликован в 1486 г., тезисы Лютера – в 1517. Эти два документа практически ровесники; можно сказать, что именно с «Молота ведьм» начался Долгий Шестнадцатый век. Далее, активнее всего на ведьм охотились именно там, где через некоторое время расцветёт протестантизм: в германоязычных странах. Это не значит, что католики никого не сжигали и не пытали – просто их жертвами были не ведьмы, а, в основном, еретики (светские власти, разумеется, могли еще много за что приложить калёным железом). Охота на ведьм – действительно феномен не столько Средневековья, сколько Нового Времени. Это тривиальность, проверяемая по любому учебнику, но её нужно трудолюбиво проговаривать, разрушая распространённое заблуждение (ведьма на костре = Средние Века). К. С. Льюис тоже так считает:
"Многие верят и даже пишут, что в XVI в. магия была пережитком средневековья, который и собиралась смести новорожденная наука. Те, кто изучал этот период, так не думают. В средние века колдовали мало, в XVI и XVII — очень и очень много. Серьезный интерес к магии и серьезный интерес к науке родились одновременно. Один из них заболел и умер, другой был здоров и выжил, но они — близнецы. Их родила одна и та же тяга."
Возвращаясь к тезисам edelberte,
читать дальше
Обоюднодружественная edelberte делится своими впечатлениями от чтения «Молота ведьм». А такие впечатления, надо сказать, это целый отдельный жанр, со своими законами, с какой-то специфической атмосферой. К примеру, знатная писательница Е. Хаецкая кое-что рассказывала приватно о своём опыте (и чувствовалось по её рассказу – это именно был опыт, переживание). Еще несколько подобных рецензий припоминаю, от менее публичных личностей. Т.е. книжка в каком-то смысле посильнее и «Фауста» Гёте, и вечнозелёной «Mein Kampf». Ни разу не видел, чтобы при словах «когда мне было восемнадцать, я прочитал "Фауста"» у человека округлялись глаза и напрягались мимические мышцы. А вот с читателями «Malleus Maleficarum» такое случается. Прозревали ли Я. Шпренгер и Г. Инститорис, что пишут послание грядущим поколениям, что труд, утратив свое прямое предназначение, перестав быть техническим руководством для дознавателей, будет заставлять сердца потомков то биться чаще, то замирать? Вряд ли. Они не понимали даже, что создают один из портретов своей суровой эпохи (ибо само понятие «портрет эпохи» было весьма необычным для человека тогдашней культуры – просто вследствие специфического восприятия категории времени).
edelberte формулирует три тезиса. В порядке возрастания значимости они суть следующие:
"Массовые "ведовские" процессы и сожжение ведьм происходили в это время не только в католических, но и, в равной степени, в протестантских землях. "
Я только не понимаю, почему «в равной степени». Вроде бы согласились уже, что протестанты интересовались ведьмами значительно сильнее католиков. В самом деле, «Молот» опубликован в 1486 г., тезисы Лютера – в 1517. Эти два документа практически ровесники; можно сказать, что именно с «Молота ведьм» начался Долгий Шестнадцатый век. Далее, активнее всего на ведьм охотились именно там, где через некоторое время расцветёт протестантизм: в германоязычных странах. Это не значит, что католики никого не сжигали и не пытали – просто их жертвами были не ведьмы, а, в основном, еретики (светские власти, разумеется, могли еще много за что приложить калёным железом). Охота на ведьм – действительно феномен не столько Средневековья, сколько Нового Времени. Это тривиальность, проверяемая по любому учебнику, но её нужно трудолюбиво проговаривать, разрушая распространённое заблуждение (ведьма на костре = Средние Века). К. С. Льюис тоже так считает:
"Многие верят и даже пишут, что в XVI в. магия была пережитком средневековья, который и собиралась смести новорожденная наука. Те, кто изучал этот период, так не думают. В средние века колдовали мало, в XVI и XVII — очень и очень много. Серьезный интерес к магии и серьезный интерес к науке родились одновременно. Один из них заболел и умер, другой был здоров и выжил, но они — близнецы. Их родила одна и та же тяга."
Возвращаясь к тезисам edelberte,
читать дальше
Хотя в разного рода "органических" теориях есть глубинный системный смысл (и организм человека, и нация - это системы), прямые аналогии тут не всегда работают, обычно все гораздо сложнее.
Вот только доступ
к канонук священному писанию есть только у избранных, остальным приходится довольствоваться толкованиемцерквиэм... не знаю, кто в фандоме олицетворяет альтернативу, тут к книге есть доступ у всех. Разве что можно почитать спойлеры после выхода нового тома. Вот там тоже толкования...Потому абстрагироваться от церкви мы не можем, разговаривая о Боге в сознании людей XVI века.
Насколько я знаю, эта практика бытовала много веков, то есть это не было новшеством, возникшим в 16-м или в 15-м веке.
Увы, с помощью отрывков и комментариев можно хоть с ног на голову все перевернуть. Привет эру Августу.
Насколько я знаю, эта практика бытовала много веков, то есть это не было новшеством, возникшим в 16-м или в 15-м веке.
Практика, но одинаково ли все объясняли, обращались с паствой и т.д.? Не могла ли церковь дойти до такого предела, что дьявол показался не таким уж отвратительным? Или могущим помочь...
ninaofterdingen.diary.ru/p189925557.htm
и вот здесь
ninaofterdingen.diary.ru/p189819585.htm
Вот целая книга по теме
ninaofterdingen.diary.ru/p189751093.htm
Везде показывается, что колдовством и черной магией первыми увлеклись интеллектуалы. Не простецы, которым раз в неделю читают по одному стиху из библии, а специалисты, профессионалы, люди, для которых знать латынь и древнегреческий было нормой, а знать ещё и древнееврейский не было редкостью. Им канон был доступен на трёх языках. Вы полагаете, эти рафинированные интеллектуалы, которые стояли у истоков современной филологии и источниковедения, не понимали, что значит Отец Лжи?
И как бы плохо ни объясняли канон в церкви, историю падения Люцифера все знали. Эту историю даже в наше время все знают. Тут меняется именно отношение к сюжету и к персонажам.