Автор edelberte

Есть нечто загадочное в викторианской эпохе. Даже те, кто, подобно вашей покорной слуге, видит в Англии извечного врага, в англосаксонском духе - нравственного и духовного антагониста, а в протестантизме - сектантство самого скверного толка, не могут отказать ей в обаянии. Паровозы, паровые прессы, Дарвин с его обезьянами - все эти порождения британского гения сеяли смятение умов во всем мире, но, казалось, - не в самой Англии. Застегнутые на все пуговицы джентльмены садились в вагоны поездов с таким же достоинством, что и в пролетки, дамы с прямыми спинами и изящно скрещенными лодыжками невозмутимо пили чай на палубах пароходов.

Именно в эту эпоху всеобщего волнения Англия выработала для себя то, что впоследствии стали считать многовековыми британскими традициями: сдержанную учтивость, такт, тщательно соблюдаемый распорядок дня с пятичасовыми чаепитиями, культ семьи, спорт, любовь к природе... Самая прогрессивная в техническом отношении страна мира с вежливой твердостью не позволяла прогрессу лезть себе в душу.

В преддверии эпохи коротко отшумел и сгинул байронизм. Собственно, "байронизм" - это громко сказано. Похоже, дерзкий лорд умудрился произвести глубокое впечатление где угодно, но только не у себя на родине. А английские романтики... романтики "озерной школы", поиграв чуть-чуть с излюбленными всеми прочими романтиками идеалами французской революции и прочими атрибутами мятежности, брезгливо эти игрушки отбросили, увлеклись Средневековьем и заделались твердолобыми тори.

И это, согласитесь, очень странно. Обычно романтики так себя не вели. Нормальные романтики - это вынырнувшие из "штурм-унд-дранга" разбойники, мцыри и демоны, превыше всего ставившие свои мятежные страсти и, как следствие, полностью подчиненные этим страстям. Нормальному романтическому герою полагалось ни с чем не считаться и все вокруг себя рушить, а романтическому автору - этим восхищаться.
читать дальше

Комментарии
15.07.2013 в 16:34

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Это устойчивое викторианское ядро - откуда оно, такое симпатичное, взялось?

Видела мнение, что причина в том, как английским обществом была осмыслена их революция, само право на нее.

Во многом - негативно, болезненно, как тупиковый путь развития, разруха, когда лучшие идеи и умы, как пар, уходят в свисток в противостоянии. Судьба Франции и Польши в этом ощущении укрепили, откол США тоже воспринимался, как буйство диких революционных сил. Тогда как, например, Франция долго и упорно не могла (и не может) отделаться от революционного морока, сменив за прошедшее время несколько режимов и элит, и до сих пор веря в то, что важные решения принимаются под давлением улицы и протестов.

Но для США и Франции, видимо, альтернативы нет - они идеологически возникли на гребне революции и противостоянии старого и нового миров.
15.07.2013 в 16:41

Se demande où ils le croient. (с)
У меня английское викторианство со всеми его завихами и обаянием как-то очень органично курится через любимую психотипологию.
" есть целая страна, где этот тип занял господствующее положение и сформировал национальный характер.
Речь идет, как нетрудно догадаться, об Англии. Полная серьезность в вопросах здоровья, внешности, денег и быта (“мой дом - моя крепость”) - все это, а также множество других более мелких черт ясно указывают на 1-ю Физику англичан. Британия - родина демократии, нынешнего правосознания и свободомыслия - конечно, не могла стать таковой, без преобладания среди ее жителей 2-й Воли. О хладнокровии, суховатости и сдержанности англичан не писал только ленивый..."
(с)

Фундаментальная основательность во всём физическом от быта до секса + волевая сила и самодостаточность (я такой, какой есть, и это нормально), что есть весьма обаятельно само по себе + эмоциональная сдержанность и суховатость как норма + склонность логики, не дёргаясь, полагаться на продукт совместной деятельности трёх верхних функций = вполне вменяемый обоснуй.
15.07.2013 в 16:58

Альскандера, видите ли, и революция, и эволюционное развитие европейских стран ведут их последние пятьсот лет к одному и тому же - к торжеству капитализма, индивидуализма, атомизации, отсечению всяких умопостигаемых сущностей. Англия была самой прогрессивной страной,то есть тут эти отношения должны были повлиять на всю сферу жизни, но они как-то смогли от этого уберечься. Варят на весь мир отраву, которой сами не травятся.(ц)

Мика*, для меня это не объяснение. Психотипология сводится к биологии, а биология вообще не может объяснить социальное. Как тут ninaofterdingen.diary.ru/p189818820.htm
То есть формально да, Сократ сидит, потому что сгибаются мышцы, и английские девушки не влюбляются в романтических негодяев, потому что психотип, только это не ответ на вопрос.
15.07.2013 в 17:19

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Варят на весь мир отраву, которой сами не травятся.(ц)

А вот неча покупаться на "вершки" их культуры, без учета всего культурного комплекса - то есть на яд без противоядия.

Наших истовых западников часто обвиняют именно в том, что они пытаются привить какие-то элементы чуждой культуры, забывая, что под теми - сложнейшая система противовесов, позволяющая Западу не деградировать в зюзю. А для нас эти элементы - как оспянное одеяло для индейцев, у которых отродясь не было ни этой болезни, ни иммунитета.
15.07.2013 в 17:28

Вот подумалось (не помню, говорили мы с тобой об этом или нет). Чистые девушки русской классической литературы влюблялись в негодяев не из романтических соображений, а из глубоко укоренившегося представления о том, что неисправимых грешников нет, каждый грешник может раскаяться; что грех - это беда, грешник несчастен; его нужно не закидывать камнями, а пожалеть и укрепит в нем то доброе, что осталось. Русские девушки влюблялись из жалости.
Впрочем, им лично такое их отличие от девушек романтических мало помогало: результат был тем же.
Помогало ли это культуре в целом оставаться культурой добра - другой вопрос.
15.07.2013 в 17:45

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Edelberte
Помогало ли это культуре в целом оставаться культурой добра - другой вопрос.

Наверное, интересным в этом смысле примером будут не вымышленные девушки, а вполне реальные декабристки, оставившие свет и детей и уехавшие за мужьями (даже если были выданы замуж не по любви - как Волконская) в Сибирь, придав образу декабрьского восстания ореол романтичности и трогательности.

Но вот что любопытно - сами декабристы (в перспективе) желали формирования такой культуры и женского мышления, в котором подобная жертвенность и желание женщины разделить страдания мужа (часто навязанного отцом) невозможны. Не может продвинутая леди поставить проблемы мужа выше своих собственных, и поехать к нему через полмира, чтобы облобызать его оковы, а потом почти всю жизнь провести в условиях, к которым своим воспитанием просто не была подготовлена

Единственная "неблагородная" и нерусская декабристка (жена Анненкова) писала, что, например, она одна могла без тошноты взять в руки мертвую курицу и ее выпотрошить, тогда как у остальных женщин эта простая процедура вызывала заметное позеленение лица. Но ведь терпели... То есть это были совсем не романтические бредни.
15.07.2013 в 18:10

Альскандера,

"Но вот что любопытно - сами декабристы (в перспективе) желали формирования такой культуры и женского мышления, в котором подобная жертвенность и желание женщины разделить страдания мужа (часто навязанного отцом) невозможны. Не может продвинутая леди поставить проблемы мужа выше своих собственных, и поехать к нему через полмира, чтобы облобызать его оковы, а потом почти всю жизнь провести в условиях, к которым своим воспитанием просто не была подготовлена"

Вот да.

Но вы заставили меня взглянуть на декабристок под другим углом. Испорченная, вероятно, в детстве всепроникающей позднесоветской диссидентщиной, я видела в этом их поступке этакое политическое выступление, акт поддержки. Типа, подвинутым леди отсталые обычаи мешали самим выйти на площадь, так они вот этак. Утрирую немножко, для наглядности.
16.07.2013 в 16:49

Я когда-то много читала о декабристах и об их женах. Волконская поехала за нелюбимым мужем, а Муравьева за любимым. Там никакой политики не было, одна романтическая идиллия и взаимное обожание. В общем, у меня осталось об этих дамах такая мысль - хорошие люди не на нашей стороне.

Очень точное замечание о том, что мужья этих дам боролись за культуру, в которой поступок из жен был бы невозможен.

Я вот еще о декабристах перепост сделаю.
16.07.2013 в 16:51

Наших истовых западников часто обвиняют именно в том, что они пытаются привить какие-то элементы чуждой культуры, забывая, что под теми - сложнейшая система противовесов, позволяющая Западу не деградировать в зюзю. А для нас эти элементы - как оспянное одеяло для индейцев, у которых отродясь не было ни этой болезни, ни иммунитета. - Что именно тут имеется в виду? Какова та идея, которая не позволялат викторианским девушкам влюбляться в неистовых романтиков?

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии