К этому. Из дискутирующих трое - люди, которых я люблю и уважаю, потому не могу пройти мимо. Тема феминизма как бы давно назрела и в то же время мне почему-то совсем не хотелось ее касаться. Вот теперь меня ткнули носом, буду разбираться.
читать дальше
edelberte: Но в СССР не было феминизма! Как раз наоборот - все законодательство, все социальные нормы учитывали половые различия как данность. И голубые и розовые банты на младенчиках - чисто советская традиция. Опыт показал, что все это вполне хорошо, надо только совершенствовать. А культурная и законодательная неразличимость, практикуемая на Западе, приведет к противоположному результату: попробуйте-ка сохранить работу, вынашивая и кормя, если права у вас точно такие же, как у тех, кто этого не делает.
pahmutova: В СССР и секса не было, у нас была любовь.
Что не отменяет сути явления.
Социальные нормы в СССР учитывали биологические различия, но старались нивелировать гендерное неравноправие, насколько это было по уму руководству страны.
И результаты были: женские и мужские зарплаты тогда различались не на порядки, а на проценты, в школу посылали и дочек и сыновей и т.д. и т.п.
И здесь, как и во многих других вопросах всплывает просчёт нашей системы: отсутствие полноценных средств описания собственной реальности.
---------------------------------------------------------------------------
Вот этот обмен репликами я считаю ключевым для данного вопроса. Итак, имеем эмпирическую данность - положение женщины в СССР было хорошим ( женские и мужские зарплаты тогда различались не на порядки, а на проценты, в школу посылали и дочек и сыновей и т.д. и т.п.). Даже остатки этого положения через 25 лет намеренного разрушения и уничтожения создают эффект избалованного постсоветского человека. Вопрос - за счет чего это было достигнуто?
Товарищ Пахмутова даёт ответ, с которым я никак не могу согласиться, а именно: тот комплекс явлений, общественных отношений, институтов и т.д., который обеспечил это в России, существовал тогда на Западе и существует там до сих пор. Именно он назывался тогда и называется сейчас феминизмом.
Все мои читатели знают, что мне слишком многое пришлось бы выбросить и забыть, чтобы это принять. Я считаю, что проблема неадекватного описания русской реальности - самая болезненная и серьёзная из тех, с которой сталкивается современная интеллигенция. Мы все не раз об этом писали (я, Ольга, Смирнов). По умолчанию принимается, что в разных цивилизациях и социальные феномены разные. Нужно не принимать по умолчанию, а специально доказывать, что в Европе и у нас существует один и тот же социальный феномен, и что он существовал в двадцатом веке. Я так обтекаемо выражаюсь ради точности и добросовестности, но на самом деле я считаю, что это невозможно.
Посмотрим на феминизм в его природной среде - в Европе. Где явление зародилось, там оно наиболее жизнеспособно, приемлемо, эффективно, не так ли? Там и менталитет, и история, и вся система отношений подталкивает к этому решению, так что там его и наблюдать в чистом виде. Итак, в Европе в двадцатом веке обеспечил феминизм те положительные явления, которые отмечены в СССР? Очевидно, не обеспечил, даже если не учитывать, что в состав протестантской цивилизации входят еще и многие страны третьего мира, которые обеспечивают экономический базис "золотого миллиарда". Женщинам из этих стран феминизм в течение двадцатого века не обеспечил и малой доли того, что было в России. По-моему, очевидно, что в России успехи достигнуты за счет какого-то нашего русского явления, и никак иначе. В советское время, когда собственно и творились эти успехи, этот социальный феномен феминизмом не назывался. Какие основания делать это сейчас?
Я вижу только одно, и то с большими сомнениями и оговорками. Мы в кризисе, утопающий хватается и за соломинку, и если в этой ужасной ситуации кто-то что-то может сделать для реальных людей под флагом феминизма, пусть делает. Это конечно временное тактическое решение, но когда всё валится и рушится, не до языкового пуризма. Что можно на это возразить?
Ну во-первых, это в который раз на те же грабли. Неприспособленный к нашим реалиям термин мы будем натягивать на нашу ситуацию, а потом долго изживать последствия. Я лично за мокроступы, отрицательных коннотаций меньше.
Во-вторых, можно уповать на нашу цивилизационную мощь - под любым названием всё равно прорастёт наш советский институт. Однако сейчас, когда мы в кризисе, иммунитет ослаблен, и феминисток явно производят по западным лекалам, надо быть очень большим оптимистом, чтобы надеяться на спонтанное исцеление. Проблема осознания себя не решена. Воспроизвести неописанноое и неназванное советское явление по западной теории... Чудеса бывают, но никак иначе это невозможно.
И тут мы подходим к следующему, на мой взгляд самому важному моменту, который на самом деле и является камнем преткновения:
pahmutova: Официальный "семейно-нравственный" агитпроп (а также -- что будет интересно Нине и о чём она, кажется, писала -- агитпроп националистический) старательно вычёркивает все признаки двадцатого века и технического прогресса из системы образов.
Даже кокетливая домохозяйка пятидесятых годов в фартучке и с пылесосом последней модели (и уж у нас бы на такое скорей народ стал покупаться) нашим петрофеврониевцам не годится.
Только сарафаны, посконные рубахи, бюсты пятого размера на фоне поля пшеницы и Чугунки Со Щами.
------------------------------------------------------------------
Да, да, и еще сто раз да! Корень проблемы - банальная антисоветчина. Нужно раз и навсегда сказать и признать, что 70 лет СССР - это часть Русской Традиции. Это не провал в никуда, это наша история. Отсюда, из этого периода, надо тоже черпать образы, практики и всё остальное. Если "официальный "семейно-нравственный" агитпроп" не хочет этого делать и не в состоянии этого понять, лучше выкинуть его, чем советскую эпоху, это очевидно. Если у нас есть будущее, эти посконные сарафаны отомрут сами собой еще на стадии идеологических споров. К тому же не забывайте, что идейно это кластер, очень узкий круг. В реале мы все сталкиваемся с ужасами капитализма, далеко не только в вопросе отношения к женщинам. Лечить эту западную заразу усилением западного же элемента в русской жизни мне кажется неправильным.
Ведь журналы для девочек, в которых действительно ад и апокалипсис, растут оттуда же, откуда и феминизм - из западного либерализма. Я даже могу сокращенно набросать логику идеи: первичен атомизированный человек, который вне традиции, государства, семьи и прочих коллективных сущностей; у этого человека первично природное, а не культурное - отсюда растет вегетарианство, экологизм и прочий ужас, включая упор на сексуальность как часть идеологии; далее, если эти индивиды имеют общие интересы, они должны объединяться в партию и отстаивать эти интересы, причем ничего сверх того, что они выбили в борьбе, им по умолчанию не предоставляется; феминистки это именно такая партия женщин, отстаивающая свои интересы в западном обществе. Я не вижу тут ни на волос отклонения от господствующего либерального дискурса. Я не думаю, что сим можно победить.
Ну и тут еще показано, как надо и как не надо. Я такое терпеть не могу, даже не пытаюсь. Я бы гораздо раньше поругалась с таким собеседником из-за антисоветчины, Власова или язычества - вариантов множество, Шпенглер велик, что-нибудь всегда вылезет. Ну не поругалась бы конечно, а перестала принимать всерьёз.
Вот так примерно. Слушаю всех.
ЗЫ. Дискуссия на тему здесь
читать дальше
edelberte: Но в СССР не было феминизма! Как раз наоборот - все законодательство, все социальные нормы учитывали половые различия как данность. И голубые и розовые банты на младенчиках - чисто советская традиция. Опыт показал, что все это вполне хорошо, надо только совершенствовать. А культурная и законодательная неразличимость, практикуемая на Западе, приведет к противоположному результату: попробуйте-ка сохранить работу, вынашивая и кормя, если права у вас точно такие же, как у тех, кто этого не делает.
pahmutova: В СССР и секса не было, у нас была любовь.
Что не отменяет сути явления.
Социальные нормы в СССР учитывали биологические различия, но старались нивелировать гендерное неравноправие, насколько это было по уму руководству страны.
И результаты были: женские и мужские зарплаты тогда различались не на порядки, а на проценты, в школу посылали и дочек и сыновей и т.д. и т.п.
И здесь, как и во многих других вопросах всплывает просчёт нашей системы: отсутствие полноценных средств описания собственной реальности.
---------------------------------------------------------------------------
Вот этот обмен репликами я считаю ключевым для данного вопроса. Итак, имеем эмпирическую данность - положение женщины в СССР было хорошим ( женские и мужские зарплаты тогда различались не на порядки, а на проценты, в школу посылали и дочек и сыновей и т.д. и т.п.). Даже остатки этого положения через 25 лет намеренного разрушения и уничтожения создают эффект избалованного постсоветского человека. Вопрос - за счет чего это было достигнуто?
Товарищ Пахмутова даёт ответ, с которым я никак не могу согласиться, а именно: тот комплекс явлений, общественных отношений, институтов и т.д., который обеспечил это в России, существовал тогда на Западе и существует там до сих пор. Именно он назывался тогда и называется сейчас феминизмом.
Все мои читатели знают, что мне слишком многое пришлось бы выбросить и забыть, чтобы это принять. Я считаю, что проблема неадекватного описания русской реальности - самая болезненная и серьёзная из тех, с которой сталкивается современная интеллигенция. Мы все не раз об этом писали (я, Ольга, Смирнов). По умолчанию принимается, что в разных цивилизациях и социальные феномены разные. Нужно не принимать по умолчанию, а специально доказывать, что в Европе и у нас существует один и тот же социальный феномен, и что он существовал в двадцатом веке. Я так обтекаемо выражаюсь ради точности и добросовестности, но на самом деле я считаю, что это невозможно.
Посмотрим на феминизм в его природной среде - в Европе. Где явление зародилось, там оно наиболее жизнеспособно, приемлемо, эффективно, не так ли? Там и менталитет, и история, и вся система отношений подталкивает к этому решению, так что там его и наблюдать в чистом виде. Итак, в Европе в двадцатом веке обеспечил феминизм те положительные явления, которые отмечены в СССР? Очевидно, не обеспечил, даже если не учитывать, что в состав протестантской цивилизации входят еще и многие страны третьего мира, которые обеспечивают экономический базис "золотого миллиарда". Женщинам из этих стран феминизм в течение двадцатого века не обеспечил и малой доли того, что было в России. По-моему, очевидно, что в России успехи достигнуты за счет какого-то нашего русского явления, и никак иначе. В советское время, когда собственно и творились эти успехи, этот социальный феномен феминизмом не назывался. Какие основания делать это сейчас?
Я вижу только одно, и то с большими сомнениями и оговорками. Мы в кризисе, утопающий хватается и за соломинку, и если в этой ужасной ситуации кто-то что-то может сделать для реальных людей под флагом феминизма, пусть делает. Это конечно временное тактическое решение, но когда всё валится и рушится, не до языкового пуризма. Что можно на это возразить?
Ну во-первых, это в который раз на те же грабли. Неприспособленный к нашим реалиям термин мы будем натягивать на нашу ситуацию, а потом долго изживать последствия. Я лично за мокроступы, отрицательных коннотаций меньше.
Во-вторых, можно уповать на нашу цивилизационную мощь - под любым названием всё равно прорастёт наш советский институт. Однако сейчас, когда мы в кризисе, иммунитет ослаблен, и феминисток явно производят по западным лекалам, надо быть очень большим оптимистом, чтобы надеяться на спонтанное исцеление. Проблема осознания себя не решена. Воспроизвести неописанноое и неназванное советское явление по западной теории... Чудеса бывают, но никак иначе это невозможно.
И тут мы подходим к следующему, на мой взгляд самому важному моменту, который на самом деле и является камнем преткновения:
pahmutova: Официальный "семейно-нравственный" агитпроп (а также -- что будет интересно Нине и о чём она, кажется, писала -- агитпроп националистический) старательно вычёркивает все признаки двадцатого века и технического прогресса из системы образов.
Даже кокетливая домохозяйка пятидесятых годов в фартучке и с пылесосом последней модели (и уж у нас бы на такое скорей народ стал покупаться) нашим петрофеврониевцам не годится.
Только сарафаны, посконные рубахи, бюсты пятого размера на фоне поля пшеницы и Чугунки Со Щами.
------------------------------------------------------------------
Да, да, и еще сто раз да! Корень проблемы - банальная антисоветчина. Нужно раз и навсегда сказать и признать, что 70 лет СССР - это часть Русской Традиции. Это не провал в никуда, это наша история. Отсюда, из этого периода, надо тоже черпать образы, практики и всё остальное. Если "официальный "семейно-нравственный" агитпроп" не хочет этого делать и не в состоянии этого понять, лучше выкинуть его, чем советскую эпоху, это очевидно. Если у нас есть будущее, эти посконные сарафаны отомрут сами собой еще на стадии идеологических споров. К тому же не забывайте, что идейно это кластер, очень узкий круг. В реале мы все сталкиваемся с ужасами капитализма, далеко не только в вопросе отношения к женщинам. Лечить эту западную заразу усилением западного же элемента в русской жизни мне кажется неправильным.
Ведь журналы для девочек, в которых действительно ад и апокалипсис, растут оттуда же, откуда и феминизм - из западного либерализма. Я даже могу сокращенно набросать логику идеи: первичен атомизированный человек, который вне традиции, государства, семьи и прочих коллективных сущностей; у этого человека первично природное, а не культурное - отсюда растет вегетарианство, экологизм и прочий ужас, включая упор на сексуальность как часть идеологии; далее, если эти индивиды имеют общие интересы, они должны объединяться в партию и отстаивать эти интересы, причем ничего сверх того, что они выбили в борьбе, им по умолчанию не предоставляется; феминистки это именно такая партия женщин, отстаивающая свои интересы в западном обществе. Я не вижу тут ни на волос отклонения от господствующего либерального дискурса. Я не думаю, что сим можно победить.
Ну и тут еще показано, как надо и как не надо. Я такое терпеть не могу, даже не пытаюсь. Я бы гораздо раньше поругалась с таким собеседником из-за антисоветчины, Власова или язычества - вариантов множество, Шпенглер велик, что-нибудь всегда вылезет. Ну не поругалась бы конечно, а перестала принимать всерьёз.
Вот так примерно. Слушаю всех.
ЗЫ. Дискуссия на тему здесь
@темы: феминизм
И предлагают свою программу "лечения" белой цивилизации:
Думаю, вам будет интересно. Если что не так - извините
Женщина - учебник для мужчин
Правда, почему-то все нелюбители феминизма, чуть ли не прямым текстом обвиняющие дурочек-женщин в сговоре с капиталистами-коммунистами,то есть государством,и в моральной кастрации мужчин, склонны ставить телегу впереди лошади. В смысле забывают о том, что к тому моменту, когда это стало полит.движением (середина 19 века) женщины уже массово работали (без этого индустриализация и формирование совр.общества было бы невозможны - не хватило бы рабочих рук), а не сидели по домам - сиречь один мужчина обеспечить семью уже не мог. Да, и до этого большая часть женщин не ограничивалась сидением у очага, но точно также работала в поле или занималась промыслом. А причиной недовольства женщин стала открытая дискриминация в оплате и условиях труда.
Люди, которые ставят знак равенства между коммунистами, капиталистами и государством это явно не моя аудитория. Я понимаю, что и ими кто-то должен заниматься, но мне им сказать нечего, пусть Гумилева и Шпенглера сначала почитают.
Но вернемся к тому, какие процессы в обществе запускает борьба за аборты для бедных. Что произойдет? Станет больше людей, которые откажутся от детей и от семьи вообще. Что произойдет дальше? А дальше зарплаты неизбежно снизятся, и вот почему - у нас рыночная экономика. Любая г-жа Петрова с любым количеством детей будет получать столько же, сколько запросит за свой труд холостая и бездетная г-жа Иванова. А она может, ради того чтобы получить работу, запросить совсем небольшую сумму, поскольку на текущую жизнь ей лично этого хватит. А пропаганда ее кормит завтраками, что, мол, ты не рожай пока, протестуй, жди пока тебе организуют все условия. А ИХ НИКТО НЕ ОРГАНИЗУЕТ. И если г-жа Иванова всю свою энергию вместо семьи направит на борьбу с абортами, бездетной с ее помощью станет еще и г-жа Сидорова, на что рынок также отреагирует понижением зарплат. Все, круг замкнулся. Потому что любые протесты и требования бесполезны, когда не подкреплены соответствующими действиями. Кого испугает такой протест? Для олигархов он как терновый куст для Братца Кролика. Они спят и видят как наши женщины перестанут рожать, и они наконец-то завезут на все работы мигрантов, которым будут платить вообще гроши.
Феминизм - порождение капиталистического строя, и проблемы этого строя он явно решить не может. Моя мысль - что и наши проблемы он тем более решить не может.
Я же пишу в посте, что принимать западный феминизм и советскую семейную политику за явления одного порядка есть большая ошибка.
Ну, а мужчины считают иначе -"советская семейная политика - явление еще худшего порядка, чем западный феминизм. Последний честнее - он стремится к равенству в правах и обязанностях, а не к правам без обязанностей. Женщины не требуют к себе подчеркнуто вежливого отношения, оплаты ресторанов, подарков и пр. Не возмущаются брачным контрактом. Считают нормальным, что дети останутся у того, кто больше зарабатывает, а не обязательно у матери. Неудивительно, что социальные проблемы там не стоят так остро, алкоголизм и наркомания не столь популярны, разводов и абортов меньше, а мужчина не деградировал так, как в СССР". Точнее, совр. западный феминизм только-только дорос до советских законов (а сам запад все больше и больше походит на СССР, особенно 20-х-начала30-х и 70-80-х годов).
Пресловутые 70-80% разводов (большая часть из которых произведена по заявлению жены) - появились в СССР в 60-е годы (по мере отмены сталинских постановлений о семье. абортах и пр.). Массовые аборты, когда рожали лишь 30% зачатых детей - начались с отмены их запрета - в 50-е. Причем, пик пришелся на то время, когда "жить стало веселее" и государство ударными темпами стало решать проблему доступного жилья. Удивительно - но в 90-е число абортов и разводов даже снизилось по сравнению с "сытными" спокойными годами правления Хрущева и Брежнева.
Простите, я это и не дочитывала до конца.
Зря не дочитали в общем-то. Да и саму книгу советую. Идеи в ней - как ни странно - во многом идентичны тем, что изложены по приведенной вами ссылке. Только доведены до логического конца, без экивоков.
Женщина и мужчина - не равны. Внешний мир - цивилизация - созданы мужчинами, женщина может пользоваться его плодами и выполнять подсобную работу, но ни в коем случае не должна ими подменять своего предназначения и уж тем более ставить их выше мужа и детей (государство любого типа, защищающее женские права - превращается в мега-мужчину, коллективного супруга, который лезет в койку к обычным М и Ж). Женщина, имеющая меньше трех детей, то есть не спеленутая ими по рукам и ногам, и способная работать в полную силу - враг общества (разлагающий семью и демпингующий цены на рынке труда) и потенциальный соперник мужчине. Высшее образование для женщин - трата времени, так как она не предназначена для занятия руководящих должностей и высококвалифицированной работы, но хорошо справляется с рутинной и простой, не требующих творчества и принятия решений. Также необходимо повышать религиозность общества, обязательно обучать Слову Божьему и т.п., обосновывающему патриархат- дабы женщины и мужчины правильно воспринимали свое предназначение и функции.
Хотелось бы услышать альтернативу, если честно. Сформированную в позитивном (то есть в утверждающем, а не в отрицающем) ключе (не по принципу "Путин, ты нам не нравишься, уходи! А что дальше будет, мы не подумали..."). О нашем особом пути много говорят, но четкого его описания, без подглядывания в западные конспекты, я пока не встречала.
Как видите - советский кодекс о браке нам не подходит (тоже ведет к депопуляции и разрушению семьи), что неудивительно - он создан (как и сам СССР) по западным лекалам. Современный и западный - тоже. Так какая же им альтернатива - Библия и "Домострой"?
Чем нам не подходит советский кодекс?
Я уже написала - чем. В иронично-шуточной форме можно изобразить и вот так:
При том, что аборты "в воспитательных целях" в СССР проводились часто без анестезии. И все равно мамочки рубили детей в капусту.
Рождаемость в СССР по сравнению с РИ тоже упала (от семьи с 8-10 детьми перешли к 3-5, а потом к 1-2 еще при СССР), а рост и поддержка населения обеспечивался хорошей медициной (снижением смертности). Правда, это с неизбежностью ведет к старению общества и прочим хорошо знакомым нам проблемам. Оч. интересная дем.карта - обратите внимание на тренды и когда они начались.
Рождаемость падает во всех обществах, где переходят от аграрного строя к индустриальному. Это не надо изображать как результат поголовного миллионного убийства. Если в крестьянском обществе ребенок с малолетства может помогать по хозяйству и лишний человек - лишний работник, то в индустриальном обществе довести ребенка до состояния, когда он сможет реально делать вклад в семейный бюджет, занимает лет на 15 больше и требует больше вложений. Плюс сокращение детской смертности. Не надо рожать десяток, чтобы выжил один.
Так что упомянутые вами процессы нормальные и естественные, и проблемы эти можно решить, только что не при капитализме.
В семейном вопросе равняться на РИ это большой шаг назад. Давайте восстановим хотя бы советский уровень, а тогда уже будем презрительно говорить, что нас это не устраивает и нам надо лучше.
Если можно, без агиток.
Это про дем-ор об абортах?
Да пожалуйста. Просто, уверяя собеседника в некой собой высокоморальности нашего общества и любви наших женщин к семье и детям (они ж ни какие-то там феминистки!) - стоит лишний раз себя одергивать.
Рождаемость падает во всех обществах, где переходят от аграрного строя к индустриальному.
Безусловно. Более того - никакая индустриализация невозможна без выведения женщин из семейного круга и слома привычных отношений, так как для этого рывка нужны дешевые рабочие руки и потребители (а женщина любит посорить деньгами больше мужчины), на которых не будут болтаться дети и дом. Так что - или феминизм ("Долой кухонное рабство" как писали на советских плакатах), или отсутствие индустриализации.
Другое дело, что после этого нужно частично развернуть всё "взад" - иначе начнется схлопывание развитого общества. Как этот вопрос решил бы наш социализм, если бы выжил - бабка надвое сказала, но выдвинутый "налог на бездетность" особо действенным не был. Капитализм же логично идет по наиболее дешевому пути - завоз мигрантов - чем уверенно роет себе и индустриальному обществу могилу, а западный социализм все это благословляет, т.к. интернационален и толерантен.
Так что - или феминизм ("Долой кухонное рабство" как писали на советских плакатах), или отсутствие индустриализации. - Это ложная альтернатива. В СССР феминизма не было, а индустриализация была.
Капитализм я вообще обсуждать не хочу, в его рамках никакое нормальное решение вопроса невозможно.
В СССР феминизма не было, а индустриализация была.
Эм, а всеобщее избирательное право, веденное в 1918 году и прочие права, уравнивающие женщину с мужчиной (а именно этого добивался феминизм Первой волны) плюс детские садики и прочая инфраструктура, избавляющая женщину от необходимости заниматься детьми самой? А право на образование? А решение судов (особенно при разводе с детьми) и законодательство в пользу женщины? А деятельность Коллонтай и секспросветов? А разрушение Церкви, а легализация абортов и контрацепции, а образ советской женщины - летчицы, комбайнерши и трактористки? А компенсации за рождение детей и декреты?
Это - не феминизм?
Вы неоднократно упоминали альтернативные способы мышления (не рацио с логикой) , познания и организации быта, другую философию и метафизику, чем привычная нам с 18 века западная. Подскажите, пожалуйста, что нужно почитать, чтобы с ними ознакомиться. Спасибо.
Наш разговор уперся опять-таки в марксистко-ленинскую (западную) идеологию, о том, что капитализм или сам себя сожрет, или переродится в социализм и коммунизм. - Это очевидно не так. Ни с одной этой альтернативой я не согласна. В смысле, история идет не так и оба общества - русское и западное - так не развиваются.
Программа на несколько лет.
И везде лейтмотив о многочадии.
Планетарную же экспансию, которая позволит это многочадие не превратить в тотальную войну, нам должны обеспечить сыновья многодетных маток на ножках, умеющих складывать два и два и подписывать своё имя.
Дома мы не можем.
Дома нас тошнит.
И опять зоологическая антсоветчина.
И "антимужское" законодательство.
Пахмутова
Но вот момент. Тут на дайрике собираются люди либеральных убеждений. Стихийные или идейные, или и то и другое вместе. Весь джентльменский набор по всему спектру демонстрируют постоянно, тут это разлито в воздухе. И тут особенно ясно видно, что из чего следует.