Автор schwalbeman

Продолжение вот этой заметки.

Вот все говорят – постхристианское общество. А в чем его постхристианскость? Учитывая, что, как утверждают многие авторы, от них же первый есть О. Шпенглер, ближайшим аналогом современного мира является скорее поздняя античность, чем, к примеру, христианнейшие Средние века[1]?

Сущность постхристианства заключается в том, что христианство загоняется современностью в коллективное бессознательное, которое, как известно, говорит на языке символов и аллегорий.

В отдельно взятом человеке бессознательное проявляет себя в сновидениях, т.е. в состоянии, когда рефлексирующая часть личности отдыхает от трудов и ничего не контролирует. Интеллект при этом не отключается, ибо известно, что ум и мудрость суть вещи разные. Во сне и таблицу Менделеева придумать можно. А понять, к чему банан в руке – не всегда. Тоже и с отделом "чердака", отвечающим за построение ассоциативных цепочек. Этот отдел никогда, похоже, не спит – а проконтролировать во сне его деятельность некому. Так что результат у деятельности может быть разный. Может получиться Периодическая система, а может – фрейдистское сновидение.

Поэтому, когда в обществе наступает период, схожий со сном и характеризующийся упадком рефлексии и самоконтроля, общество тоже начинает проявлять себя аллегорически. Это не массовое помешательство. Это не глупость. Это даже не всемирный заговор (как ни печально мне, старому конспирологу, это признавать). Просто общество временно изъясняется загадками, ибо цепочки ассоциаций порождаются с прежней эффективностью, и верифицирующие механизмы никак не сдерживают эту активность[2]. Впрочем, и в бодром состоянии вытесненные драмы проявляют себя, пусть не так ярко, при помощи символов.

Применительно к нашему постхристианскому бытию это выражается, например, в том, что большинство претенциозных проектов современности несло в своей эмблематике мотивы креста. Касательно символизма собственно креста я напомню азы: крест состоит из двух перекладин, одна соединяет Небо и Землю, мирское и сакральное, а вторая их друг от друга отделяет. Своего рода символ затрудненного восхождения к вечным идеалам. Тут Платон. С другой стороны, в кресте одна перекладина перечеркивает другую (причем неизвестно, какая какую). И именно это взаимное перечеркивание даёт крест. Тут Гегель[3]. Проникнуться христианским отношением к космосу без Платона и без Гегеля невозможно (впрочем, и тот и другой в необходимых концентрациях присутствуют, где надо). Соответственно, если выкинуть из христианского мировоззрения гегелевскую составляющую, и оставить платоническую – то получится гностицизм. А если наоборот – то получится католицизм под управлением Борджиа (не путать с католицизмом вообще).
читать дальше

@темы: символы, Шпенглер, Европа, модерн