Автор schwalbeman

Прутков сказал, что полнота специалиста односторонняя. А у Мамардашвили глубина... даже не умею выразить... как у болота: и дна не нащупать, и воды чистой нет. Не могу я вашего Мамардашвили, портит он мне настроение (даже если вынести за скобки провинциальное это его нацменство). Вроде бы выскажет умно выглядящую мысль, оформит этак подходящими словесами... Всё хорошо, читать одно удовольствие. Проще, чем у Бодрийяра, но разумнее, чем у Жижека. И тут автор как начнет к мыслям своим иллюстрации приводить - и матушки мои, хоть стой, хоть падай. Примеры все как один не просто не подходящие - но прямо опровергающие собственные рассуждения философа. Я это по "кантианским вариациям" сначала заметил; но давно это было и уже, по счастью, выветрилось все из мозгов.

"И вот опять повторилось", выражаясь словами покойного Черномырдина. Цитата:

"Оглянитесь вокруг себя и вы увидите общество, состояние – я бы сказал… дебильных переростков, которые так и остались в детском возрасте, которые воспринимают весь окружающий мир как то, в чем что-то происходит по отношению к ним. Не само по себе. Даже цветок в мире, с точки зрения ребенка, не растет сам по себе – как автномное явление жизни. Или – вокруг темно и копошатся демоны, которые окружают их светлый остров, – конспирации, заговоры, намерения по отношению к ним. Первый же философский акт вырастания состоит в следующем – кстати, я сейчас вспомнил фразу, которую в свое время сказал Людвиг Витгенштейн: мир не имеет по отношению к нам никаких намерений. Это – взрослая точка зрения. А ведь взрослые могут вести себя по-детски – вспомните, что один персидский царь, которому было угодно завоевать Грецию, отправил флотилию в Грецию, а в это время разбушевалось море и потопило всю его флотилию. И он приказал высечь море. Смешной акт. А подумайте о себе, сколько раз мы высекаем море, или высекаем мир, потому что нам кажется, что у мира были по отношению к нам намерения – как у моря по отношению к Ксерксу."

Прочитали? Согласились?

А между тем, достаточно не быть "дебильным переростком" (простим старине Мерабу этот неуклюжий мизантропизм), достаточно остановиться и подумать - чтобы ясно стало, что порка моря не просто не была напрасной тратой сил и времени, она была гениально своевременным мероприятием по поддержанию воинского духа. Царь-монотеист показал своей армии, что благодаря заступничеству Ахурамазды он не боится властвующих над морем духов и, согласно Гатам, требующим от него вознаграждать добро и карать зло, он симметрично наказывает враждебную стихию... символически, не символически - второй вопрос. Главное, что каждый держащий кнут солдат твердо знал: их вождь не дрогнул, не убоялся. И не только солдаты: потенциальные заговорщики из вельмож тоже получили пищу для размышлений. Мне кажется, это должно быть понятно последнему прапорщику советской армии. Так мог бы поступить Бисмарк или Жуков. Но в книжках нашего детства было написано, что глупый восточный владыка совершал свои азиатские глупости. И этот сладенький постулат был, очевидно, не из тех, которые последовательный западник добровольно подвергнет пересмотру.
читать дальше

@темы: Ксеркс, философия, Мамардашвили