Гностики это эзотерическая секта, возникшая в Римской империи во 2-м веке нашей эры. Гностики были реакцией умирающего античного мира на появление христианства, это была хорошая попытка перехватить инициативу, использовать в своих целях новые и набирающие популярность христианские образы и идеи. Гностики хотели использовать христианскую оболочку, но сохранить старый языческий смысл. Попытка не удалась и после нескольких веков упорной борьбы гностики сошли со сцены. На некоторых моментах этого идейного противостояния я и хочу сейчас остановиться.

Учение гностиков было эзотерическим. В гностических сектах было несколько ступеней посвящения. В отличие от христиан, которые проповедовали свои священные тексты на улицах и площадях всем,кто хотел и не хотел их слушать, гностики открывали свои тексты только избранным после многолетних испытаний. Потому неудивительно, что после поражения гностиков именно гностических текстов почти не осталось, так что в исследовании гнозиса приходится опираться на христианских полемистов. Надо сказать, что христианские теологи хорошо знали свое дело. Уже в 20-м веке были открыты подлинные гностические тексты, и они не прибавили ничего существенного к уже известной картине.

Итак, гностики задаются вопросом: как возможно зло в мире? Как добрый совершенный Бог мог сотворить злой и несовершенный мир? Гностических сект было великое множество и подробно пересказать все варианты их ответов нет возможности, так что я опишу суть дела, сам принцип гностического решения вопроса, который однозначно маркирует гностическое мировоззрение.
читать дальше

@темы: Кин-дза-дза, гностики, Стругацкие, катары

Комментарии
27.03.2014 в 18:52

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
очень интересное исследование, спасибо!
Я совсем недавно впервые прочла "Парня из преисподней" и "Гадкие лебеди" (впервые) и осталась в недоумении. Точнее, всерьез мучилась мыслью "что-то тут не так". Я все-таки привыкла к мысли, что все люди равны. А оказывается, у АБС не так - в юности я этого не видела. Почитав ваши объяснения, я, кажется, начала понимать...
27.03.2014 в 22:03

Забавно. Даже не догадывался, что это может являться чем-то (гностическими взглядами) кроме того, чем оно является напрямую (фантастическая литература).

За последнюю мысль отдельное спасибо.
Кажется, начинаю понимать, почему в фантастике/фэнтези так трудно прижиться "персонажу совершенно обыкновенному и ничем не выделяющемуся".
Хотя в последнее время мне казалось что настойчиво пытаются прорваться книги про "персонажа обыкновенного" - но примеров я вспомнить почему-то не могу.
27.03.2014 в 22:09

Jaren Ral, вот-вот. Для меня это было потрясением в свое время.

Леноран, если вспомните примеры, поделитесь.
28.03.2014 в 11:22

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
ninaofterdingen, кстати, на тему персонажа "обыкновенного" в фэнтези (условно обыкновенного, конечно же) я вспомнила Курта из "Конгрегации" Надежды Поповой...
28.03.2014 в 12:41

Курт делит людей на высших и низших, и в своем поведении, и теоретически это обосновывая. Для человека, чуткого к таким вещам, его разговоры с Бруно - кладезь гностических штампов. Он противопоставляет крестьян, которые тупые, забитые и живут бессмысленной жизнью, и людей с высшим образованием, каковы они с Бруно. Это продолжение линии Стругацких, их борьбы с мещанством, только для героев Стругацких гнозисом было чистое и высокое научное познание, а для Курта - просто высшее образование. Человек учился в университете, для него унизительно жить в селе, в законном браке и растить детей! Для обычных людей это не унизительно. В нашей реальности церковь, к которой Курт принадлежит, благословляет брак и деторождение, и ее служитель не мог бы себе позволить таких речей просто в силу знакомства с догматикой. Это презрение пневматика к гиликам, присмотритесь получше.
28.03.2014 в 15:42

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
ninaofterdingen, а сам Бруно в таком случае тоже гностик?
28.03.2014 в 16:03

Ну раз ведется на это, то да, склоняется к этому мышлению.

Вы же видите, в наше время это не секта в чистом виде, это некоторые идеи, которые живут в культуре уже оторванные от своего теологического корня, но влияние они до сих пор оказывают. Теологический аспект позволяет увидеть их в системе, увидеть начала и следствия. Если сейчас человека спросить, почему он думает, что талант, креативность и высшее образование каким-то образом ставят его выше того, кто работает в поле и растит детей, он начнет мямлить какую-то невразумительную чушь про естественный отбор, прогресс общества и генетическую предрасположенность к научным знаниям. Это шелуха для маскировки, а подлинные корни этих идей в гностическом учении. Вот там всё логично и последовательно. И главное - эта концепция содержит много идей, и показывает, к каким мыслям придет персонаж, если будет логичен и последователен. Мне говорили, там где-то к середине цикла оказывается, что Церковь хранит еще и тайное знание не для всех, которое открывает только избранным, так для меня было очевидно, что этим кончится, после первого же разговора с Бруно. Это самый естественный ход мысли, если принять гностические идеи.
28.03.2014 в 16:10

Разумеется, образованный католик, независимо от своего отношения к этим идеям, не мог не знать их корней, не знать, что они противоречат церковному учению. Выпускник хоть какого-то католического учебного заведения, даже не самого лучшего, не повелся бы на эти рассуждения так легко. Курт удивляется, что в некоей глухой деревне есть священник, но в церкви даже мирянам говорят каждый день, что Христос умер за всех, в том числе за жителей этой глухой деревни. Католик бы удивился, если в деревне нет священника.
28.03.2014 в 17:01

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
ninaofterdingen, так, вернусь к началу. Разговор был про обычность героя. И я исходила из того, что Курт хоть и полон "естественного" презрения к более низшим по статусу, да к тому же еще не является верующим, постоянно подчеркивает, что он обычен и заменим, это раз. Во-вторых, в одной из книг как раз был истинно верующий (в отличие от остальных) священник. Демонстрирующий разницу:)
А в более широком смысле идеи гностицизма, получается, везде. Идущие из гордыни:)
28.03.2014 в 17:26

Презрение к низшим по статусу естественно как раз в гностической картине мира. В католической, как вы помните, короли мыли ноги нищим на праздники, а некоторые так сажали их с собой за стол каждый день. Это было и как реальность, и как идеал. В мире, где воспитывают на таких примерах, да еще с теологическим обоснованием, презрение к низшим как раз необычно, и во всяком случае порицаемо.

Курт обычен и заменим в своей касте незаменимых и высших :)

А в более широком смысле идеи гностицизма, получается, везде. - Почти везде. Потому я ими и интересуюсь.
28.03.2014 в 18:25

А мне кажется, что вера в избранность какой либо группы относительно других была и раньше гностических идей, что она естественна.
Любое "мы", любая группа которая пытается обособиться, будет отделять себя от других, и найдёт причины считать себя превосходящими другую группу.
Во многих религиях, вплоть до языческих - мы благословлены, а вы нет, мы спасёмся, а вы нет, вы грязные угнетатели, мы благородные и несломимые мученники (для последнего примера вспомнил крепостное крестьянство, насколько я его понимаю...).
28.03.2014 в 20:23

Это верно, гностицизм есть синтез языческих верований. Однако отличие гностиизма от язычества в его человеконенавистичестве, в его мироотрицании. Язычникам достаточно быть просто лучше, а гностикам нужно непременно уничтожить всех. Обратите внимание, как современный либерализм постоянно приходит к идее о том, что неприспособленные к рынку должны вымереть, некреативные не заслуживают бесплатной медицины и образования, и так далее. Не могут оставить в покое, а хотят просто сжить со свету.
28.03.2014 в 20:32

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!
ninaofterdingen, овременный либерализм постоянно приходит к идее о том, что неприспособленные к рынку должны вымереть, некреативные не заслуживают бесплатной медицины и образования, и так далее. Не могут оставить в покое, а хотят просто сжить со свету. и права голоса тоже не заслуживают (с) Латынина
28.03.2014 в 23:26

Это уж само собой.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии