Бритву Оккама понимают как принцип простоты - из всех возможных объяснений нужно выбирать самое простое. Между тем это одна из интерпретаций. Более строгая формулировка, тоже известная: "Не нужно умножать сущности сверх необходимого". Это понимается как требование не увеличивать количество причин. Легко заметить, что о причинах в формулировке ничего не говорится, говорится о сущностях. Что же это за сущности?

Аристотель в "Метафизике" называет первыми сущностями отдельные конкретные вещи, то, что сейчас называют конкрет или индивидуалия, всякий предмет, о котором можно спросить "что это?" или "кто это?", указав на него. Это первые сущности, потому что они первыми встречаются человеку на пути познания и самой жизни, их существование не вызывает сомнений.

Вторые сущности у Аристотеля суть виды и роды, знаменитые универсалии. Универсалия это общее имя для нескольких предметов, как человек вообще или стол вообще. Платоники отождествляют универсалии с идеями. Причастность какой-то идее делает конкретный предмет носителем определенного свойства, субстанциального или акцидентального (сущностного или случайного), то есть причастность идее стола вообще делает стол столом.

Существуют ли общие имена (универсалии) и каким образом? Этот вопрос появился еще в античности, а в Средние века породил знаменитую проблему универсалий, которая не решена до сих пор. Как пишет Левин (лучшая книга по теме - vk.com/topic-46459580_33715062), все стороны исчерпали свои аргументы, никто никого не убедил, и спор заглох сам собой, не получив решения. Оккам жил в период, когда спор об универсалиях был в самом разгаре, и как раз Оккам представлял в нем одну из спорящих сторон, а именно номиналистов. читать дальше

@темы: реализм, Аристотель, номинализм, Оккам, Платон

Комментарии
11.12.2018 в 12:47

Вынужден огорчить противников "номинализма": посыл "если общие имена не существуют, почему все имена в языках общие?" ложен и происходит лишь от узости лингвистического кругозора. Пока мы вращаемся в рамках национальных языков народов европейской "пост-античной" культуры, мы ещё можем питать иллюзии на этот счёт, но стоит выйти за её пределы - и нас ждёт множество открытий. В различных экзотических языках Африки, Америки, Океании конкретные понятия компонуются в "универсалии" самыми причудливыми (для нас) образами. В одном из них нет понятия "дерево" (конкретные деревья есть, а "универсалии" нет!), в другом - есть понятие, объединяющее такие предметы, как птицы, насекомые, сушащиеся на чердаке связки овощей и небесные светила. Житель современного европейского города знает одно слово - "снег": крупный, мелкий, сухой, мокрый, густой, редкий, идущий, лежащий - всё "снег"; для жителя Крайнего Севера, которому вид снега важен для жизни, все эти виды осадков называются по-разному, и между, условно говоря, "пургой" и "метелью" для него не больше общего, чем между любой из них и "дождём". Сколько тут получается "объективно существующих универсалий"?
Да что там далеко ходить! Знающий человек легко отличит винт от болта, а шуруп от самореза; для незнающего всё это "винты". Если исчезнут все знающие (что физикой не запрещено!), то куда денутся универсалии "болт", "шуруп" и "саморез"? В наше время начисто забыто множество реалий старых времён - что произошло с соответствующими универсалиями? И откуда, кстати говоря, берутся универсалии для вновь возникающих предметов? Тот же стол не существовал с момента Большого Взрыва - когда-то он был впервые сделан человеком: как тут быть с универсалиями?
11.12.2018 в 12:56

Именно европейская пост-античная культура породила прогресс и рациональную науку. Как бы к ним ни относиться, только в рамках рациональной науки кому-то кроме носителей вообще есть дело до экзотических языков. Технический прогресс без рациональной науки Нового времени тоже невозможен. Не наводит ли это на мысль, что если универсалии не важны африканцам, они очень важны для других вещей, таких как прогресс и рациональность?

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail