Точки столкновения очевидностей всегда познавательны, хоть могут быть при этом и печальны в личном плане. Когда столько людей, которых я ценю и к которым прислушиваюсь, начали массово писать жё сви нотр-дам, я была несколько удивлена. Удивлена, но не сильно, воспринимая происходящее в модусе очередная странность странного мира, от которого человек с Донбасса и не ждет особых булочек с маком: день считается хорошим, если он наступил, чтобы еще и в ленте не было ничего неприятного, это уже слишком.
Однако в любом случае это событие, породившее бурные эмоции, заставившее людей высказаться и что-то сделать, а это уже интересно. Такие вещи бывают следствием мировоззренческих расхождений (или не бывают, это я и хочу выяснить). Поэтому сначала обозначу позицию, а потом задам вопрос.
В сложившейся ситуации мне близок пафос тех, кто постит фотографии сгоревших русских храмов. Если бы я не была такой ленивой, я сама нашла бы такие фотографии и выставила бы их в ленту. Я уверена, что когда они горели, к этому не привлекали внимания и не собирали деньги на восстановление в первую очередь потому, что рядом с ними люди, для которых культура, религия и личное дело - Нотр-Дам в Париже, а церковь среди родных равнин не стоит особых хлопот. Возможно, за этим стоит уверенность, что у нас таких церквей очень много, а чиновников еще больше, и тот отряд бюрократической армии, в чьем ведомстве оказались эти гари, мобилизуется автоматически и отстроит все в рабочем режиме, без нашего ведома, участия и сбора денег. Однако это всего лишь реконструкция, так ли это на самом деле? Или нужно собирать деньги на парижский собор, даже если местные церкви так и останутся в руинах, и это будет правильно?
Я могу себе представить, почему это правильно, и по этому вопросу тоже хотела бы услышать мнения. Сначала экспозиция.
Наши взаимоотношения с Европой, начиная с Петра Первого, идут по одному сценарию: Европа колонизирует отсталых дикарей. Сначала романская часть европейской цивилизации так относилась к Германии - еще Шиллер и Гете активно использовали этот дискурс: какие преимущества нам, потомкам диких германцев, дает то, что мы не были романизированы раньше и сохранили свежие силы для развития европейской культуры? За двести лет линия колонизации несколько сдвинулась на восток, и мы наконец-то массово взяли на себя роль варваров и дикарей, которые всему должны учиться у Европы. Вот наглядный пример был у меня вчера: когда Хайдеггер калькирует греческие философские термины, это величайший вклад в философию со времен Платона, когда то же самое делают московские книжники, это варварство и чушь. Всё хорошее мы должны получить из Европы, тогда это ценно.
Это не единственный сценарий межкультурного взаимодействия. Можно брать нужные и интересные элементы культуры, встраивать их в свою систему, и не менять при этом идентичность. У народов нашего севера мы научились спать в снегу и ходить на лыжах, у китайцев, похоже, прочно позаимствовали их календарь, всех этих земляных свиней и огненных зайцев, но мы не хотим быть чукчами или китайцами. С Европой все иначе. Люди не просто хотят, любят и интересуются, они себя так ощущают. Эти камни нам важнее, чем самим европейцам, мы их любим и обливаем слезами, как говорил Федор Михайлович.
Когда я до войны еще читала эти строки, думала: ну слава Богу, хоть такого больше не будет. Научены Революцией и распадом СССР, что такое европейские ценности, и как на нас действует вершина их цивилизации. Война явно и наглядно показала, что это не так. Стремление в Европу одинаковое как на Украине, так и в России. Преимущество России в том, что россияне богаче украинцев и давно уже могут ездить в Европу, проводить там время и смеяться над нищими украинскими туристами, которых и с безвизом в Европу не пускают. Ради этого и стоит стремиться в Россию и Таможенный Союз - чтобы легче был доступ в любимую Европу. И даже то, что за европейские ценности бомбят русских Донбасса, не влияет на эту любовь.
Пользуюсь случаем упомянуть здесь явно еще одно удивившее меня явление: "убедить Европу" как лейтмотив войны в Донбассе. Крым показал, что можно обеспечить безопасность русских быстро, четко и спокойно. Это возможно, но, как оказалось, не здесь. Козьма Прутков справедливо пишет: история покажет мудрость планов начальства, но как же простому человеку узнать план начальства, пока история не осуществилась? Судя по освещению здешних событий в медиа-сфере, план начальства по Донбассу был следующий: Украина совершает как можно больше военных преступлений, пока Европа не убедится, что на Украине плохо соблюдают европейские ценности, и тогда Европа отвернется от Украины, и Украина, по-видимому, самоликвидируется с горя. При каждой нашей беде звучала эта присказка: ну теперь-то европейцы поймут! Современник Достоевскго, Николай Данилевский, писал: европейцы поняли, из чего сделаны звезды, как построить железную дорогу и расшифровать египетские иероглифы, а тут вот ну никак понять не могут, что происходит в России, всё снова и снова нужно им доказывать и показывать! Кажется, пока в Донбассе есть люди, готовые держаться, мы будем перевоспитывать Европу, чтобы там зауважали Россию и перестали восхищаться молодыми демократиями Прибалтики, Грузии, Украины, которые практикуют сегрегацию русских и даже военные действия против них. Так это видится отсюда, с имперской окраины, где всё время стреляют, то есть идет обычная пограничная жизнь большой империи.
Наверно, в центре лучше видно перспективу. Европа - источник идей и технологий. Петр заимствовал оттуда токарный станок и фабричное производство, коммунисты - марксистское учение и трактор, а сейчас там развивают генную инженерию, иммерсивный театр и информационные технологии. Здоровее для психики находиться в отношениях ученик-учитель с тем, кого уважаешь и кем восхищаешься, кого любишь и на кого хочешь быть похожим.
Это и был вопрос. Так ли это? Буду благодарна всем, кто поможет мне достроить мировоззрение.
Однако в любом случае это событие, породившее бурные эмоции, заставившее людей высказаться и что-то сделать, а это уже интересно. Такие вещи бывают следствием мировоззренческих расхождений (или не бывают, это я и хочу выяснить). Поэтому сначала обозначу позицию, а потом задам вопрос.
В сложившейся ситуации мне близок пафос тех, кто постит фотографии сгоревших русских храмов. Если бы я не была такой ленивой, я сама нашла бы такие фотографии и выставила бы их в ленту. Я уверена, что когда они горели, к этому не привлекали внимания и не собирали деньги на восстановление в первую очередь потому, что рядом с ними люди, для которых культура, религия и личное дело - Нотр-Дам в Париже, а церковь среди родных равнин не стоит особых хлопот. Возможно, за этим стоит уверенность, что у нас таких церквей очень много, а чиновников еще больше, и тот отряд бюрократической армии, в чьем ведомстве оказались эти гари, мобилизуется автоматически и отстроит все в рабочем режиме, без нашего ведома, участия и сбора денег. Однако это всего лишь реконструкция, так ли это на самом деле? Или нужно собирать деньги на парижский собор, даже если местные церкви так и останутся в руинах, и это будет правильно?
Я могу себе представить, почему это правильно, и по этому вопросу тоже хотела бы услышать мнения. Сначала экспозиция.
Наши взаимоотношения с Европой, начиная с Петра Первого, идут по одному сценарию: Европа колонизирует отсталых дикарей. Сначала романская часть европейской цивилизации так относилась к Германии - еще Шиллер и Гете активно использовали этот дискурс: какие преимущества нам, потомкам диких германцев, дает то, что мы не были романизированы раньше и сохранили свежие силы для развития европейской культуры? За двести лет линия колонизации несколько сдвинулась на восток, и мы наконец-то массово взяли на себя роль варваров и дикарей, которые всему должны учиться у Европы. Вот наглядный пример был у меня вчера: когда Хайдеггер калькирует греческие философские термины, это величайший вклад в философию со времен Платона, когда то же самое делают московские книжники, это варварство и чушь. Всё хорошее мы должны получить из Европы, тогда это ценно.
Это не единственный сценарий межкультурного взаимодействия. Можно брать нужные и интересные элементы культуры, встраивать их в свою систему, и не менять при этом идентичность. У народов нашего севера мы научились спать в снегу и ходить на лыжах, у китайцев, похоже, прочно позаимствовали их календарь, всех этих земляных свиней и огненных зайцев, но мы не хотим быть чукчами или китайцами. С Европой все иначе. Люди не просто хотят, любят и интересуются, они себя так ощущают. Эти камни нам важнее, чем самим европейцам, мы их любим и обливаем слезами, как говорил Федор Михайлович.
Когда я до войны еще читала эти строки, думала: ну слава Богу, хоть такого больше не будет. Научены Революцией и распадом СССР, что такое европейские ценности, и как на нас действует вершина их цивилизации. Война явно и наглядно показала, что это не так. Стремление в Европу одинаковое как на Украине, так и в России. Преимущество России в том, что россияне богаче украинцев и давно уже могут ездить в Европу, проводить там время и смеяться над нищими украинскими туристами, которых и с безвизом в Европу не пускают. Ради этого и стоит стремиться в Россию и Таможенный Союз - чтобы легче был доступ в любимую Европу. И даже то, что за европейские ценности бомбят русских Донбасса, не влияет на эту любовь.
Пользуюсь случаем упомянуть здесь явно еще одно удивившее меня явление: "убедить Европу" как лейтмотив войны в Донбассе. Крым показал, что можно обеспечить безопасность русских быстро, четко и спокойно. Это возможно, но, как оказалось, не здесь. Козьма Прутков справедливо пишет: история покажет мудрость планов начальства, но как же простому человеку узнать план начальства, пока история не осуществилась? Судя по освещению здешних событий в медиа-сфере, план начальства по Донбассу был следующий: Украина совершает как можно больше военных преступлений, пока Европа не убедится, что на Украине плохо соблюдают европейские ценности, и тогда Европа отвернется от Украины, и Украина, по-видимому, самоликвидируется с горя. При каждой нашей беде звучала эта присказка: ну теперь-то европейцы поймут! Современник Достоевскго, Николай Данилевский, писал: европейцы поняли, из чего сделаны звезды, как построить железную дорогу и расшифровать египетские иероглифы, а тут вот ну никак понять не могут, что происходит в России, всё снова и снова нужно им доказывать и показывать! Кажется, пока в Донбассе есть люди, готовые держаться, мы будем перевоспитывать Европу, чтобы там зауважали Россию и перестали восхищаться молодыми демократиями Прибалтики, Грузии, Украины, которые практикуют сегрегацию русских и даже военные действия против них. Так это видится отсюда, с имперской окраины, где всё время стреляют, то есть идет обычная пограничная жизнь большой империи.
Наверно, в центре лучше видно перспективу. Европа - источник идей и технологий. Петр заимствовал оттуда токарный станок и фабричное производство, коммунисты - марксистское учение и трактор, а сейчас там развивают генную инженерию, иммерсивный театр и информационные технологии. Здоровее для психики находиться в отношениях ученик-учитель с тем, кого уважаешь и кем восхищаешься, кого любишь и на кого хочешь быть похожим.
Это и был вопрос. Так ли это? Буду благодарна всем, кто поможет мне достроить мировоззрение.
Оно самое. Вообще вся современная (начиная так с 19 века) русская культура, базирующая на науке, вся эстетика (городов, одежды, литературные и т.п. вкусы) - у нас перекроены на западный лад. Даже символика (геральдика) европейская. Открой любой учебник по любой науке - там идет череда имен и названий времен Античности и далее только европейские (лишь в 19-20 начинают мелькать русские имена). Школьный курс истории (и вузовские курсы типа "История экономики", философии и прочие профильные) еще с советских времен : Древний мир - Средние века (только Европа) - Новое время (только Европа) - Новейшее время (только Европа плюс США), плюс полным особняком идет история России. "Ну и что подумает интеллигентный человек, прочтя эту надпись?" (с) Правильно, что "Европа=весь мир" и что Россия - часть мира, а значит и часть Европы. А все что мешается быть похожей на Европу - недоразумение и подлежит ликвидации.
А сам механизм уже описан пару тысяч лет назад:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Причем, в европах у нас оба типа сокровищ находятся - и материальное, и духовное.
А вот хранцузов и всю Европку - не жалко как-то. По описанным тобой причинам. Им не было жалко, когда (при их непосредственном участии) уничтожались памятники культуры и храмы в Югославии, в Ираке и Сирии, на Донбассе - с какой стати мне уважать их чувства?
А насчет "догоняющей" природы России... Вопрос непростой. Кое в чем действительно догоняли, и это уже вошло в традицию. Но тут есть несколько существенных факторов.
1) Римскую империю тоже когда-то варвары догоняли - и таки догнали
2) Брать нужно, ясен перец, далеко не все
3) Кроме разрозненных варварских королевств была еще и Византия, которая тоже от Рима будь здоров, как подпиталась. Здесь были совсем другие возможности, подпитка шла централизованно и в общем даже бескровно, не надо было ничего завоевывать (разве что отвоевывать у тех же варваров). Технологии и капитал сами переползли, она ведь как вода, всегда найдут себе дорогу. Рывок Константинополя в этот период - как раз следствие вот этого вот. И Византии тоже никто не бросает, что догоняющая. Потому как не токмо догнала, но и перегнала.
Так что догонять тоже можно. Главное - делать это с умом и точно представлять, какой результат ты хочешь получить.
ЗЫ: я технолог, рассуждаю чисто технологически, высокие сферы - это хорошо, но материя тоже определяет сознание
Византия включала в себя территории, на фоне длительности цивилизации которых Рим и Греция - мелочь пузатая. У Восточной Европы и сев.Евразии тут совсем иные расклады - в некоторые регионы оседлое-то население с письменной культурой появилось только вместе с экспансией России лет 150-400 назад.
Вот честно: а на кой?
Что же до собора, то будь это, скажем, Кентерберийский собор - шумихи, ИМХО, было бы на порядок меньше. Ну, то есть специалисты сказали бы, что жаль, а неспециалисты и не вспомнили бы, что это такое. С Нотр-Дам де Пари у многих уже давно сложились личные отношения даже при отсутствии личных встреч. А личное всегда острее воспринимается. Поэтому многие сгоревшие (или просто разрушившиеся и растащенные по кирпичику) православные храмы воспринимаются как "один из многих", а парижская история - как нечто вне конкурса. Я уж не говорю о том, что для многих готика ближе и дороже отечественных традиций зодчества. Словом, не уверена, что стоит копать так глубоко (я о позиции ученичества и прочем)
"Все подчиняется системе, и в то же время все ускользает от нее. Народы мира, которые делают вид, что ведут западный образ жизни, никогда до конца не принимают и втайне презирают его. Они остаются эксцентричными по отношению к этой системе ценностей... Когда они ведут переговоры с Западом, когда вступают с ним в сделку, они продолжают считать основополагающими свои собственные ритуалы". Прозрачность зла
Россия в этом смысле представляет собой знаменательное исключение.
Просто всегда изумляло это отечественное стремление быть любимыми и уважаемыми.
Сопереживание же понимаю. Мне жаль вменяемого (с моей точки зрения вменяемого
Отчего же? Будучи третьими вполне можно восхищаться и уважать первого и второго - как модели
И Второй, и Третьим Рим - это из области традиционного, религиозного сознания (которое и у нас было пролюбленно в 19-20 веке, и массово встречается сейчас только в разных бандустанах и ИГИЛах). Для мира индустриального и постиндустриального, атеистического и научного, модернизированного, короче - а европейская культура создала именно его, именно в этом ее уникальность - меряние Римами смысла просто не имеет. Имеет смысл то, кто всех первей и передовей.
Неудивительно, что те же США - квинтэссенция мира модерн - создали пугало из самого образа империи, даже в масскультуре превратив ее в идеальный образ злобного государства (что в Звездных войнах, что в Стар Треке), тогда как для средневекового сознания империя была высшим образцом государственного устройства (и отсюда был такой пиетет перед Римом и Византией, и желание называться их наследниками).
Империя - там где император (и христианство). Царей, кесарей до Юлия Цезаря не было.
Сша скорее косплеят республиканский Рим, который исчез еще до н.э., а не в 5 веке, и в силу язычества не воспринимался в Средние века как образец.