![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/0/1/3101704/thumb/86527628.jpg)
Нина Ищенко
Полный текст выступления на круглом столе «Преодоление гражданского раскола: уроки Дня единства для
современности», посвященном Дню народного единства, который состоялся 6 ноября 2019 года в Луганской библиотеке имени М. Горького (
http://lug-info.com/news/one/predstaviteli-vlastei-lnr-obsudili-na-kruglom-stole-v-lrunb-strategii-ukrepleniya-edinstva-foto-50355)
Тема преодоления гражданского раскола имеет большое значение для украинского общества и республик Донбасса. Жители наших республик прежде были гражданами Украины, и оказались в ситуации непризнанной государственности в результате деятельности украинских властей и украинского общества по эскалации насилия и провокации гражданского раскола. В России преодолению гражданского раскола посвящен праздник День народного единства.
Праздник День народного единства учрежден в 2005 году в память событий, которыми окончилась Смута. В 1612 году, 22 октября по старому стилю, 4 ноября по новому стилю народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского были изгнаны из Кремля польские интервенты, которые пришли в Москву вместе с Лжедмитрием Первым в 1605 году. Долгий период гражданской войны окончился.
Именно период Смуты апологеты европейских ценностей рассматривают как точку бифуркации, когда Россия могла пойти по европейскому пути и не сделала этого. Это было действительно так. Земской собор, который в 1613 году вручил власть первому царю из династии Романовых, мог бы своей силой учредить парламентскую республику или конституционную монархию, благо европейские идеи и государственное устройство европейских обществ были тогда хорошо известны. Однако наши предки выбрали самодержавие, и это связано с цивилизационными особенностями русского народа.
читать дальше
Цивилизацией в социальных науках называется особый социальный организм, самый сложный из имеющихся на нашей планете. Цивилизация определяется своим особым комплексом идей и ценностей, а также особой религией), включает в себя всегда несколько народов и может интегрировать в свой состав не только дикие племена, но и государства. Каждый народ имеет культуру и религию, далеко не каждый создал государство, а те народы, которые создали цивилизации, вообще наперечёт.
Около тысячи лет назад, после раскола церквей в 1054 году, в Европе возникла своя цивилизация — европейская католическая. Религиозно все европейские народы были едины — они были католическими. Политически эти народы не были едины, имели разные государства и постоянно воевали друг с другом.
Около пятисот лет назад в Европе появилась новая цивилизация — протестантская. Она включает в себя все протестантские народы. Религиозно протестантский мир тоже един, как и его матушка, католическая Европа. Политически он так же раздроблен, как и она.
Соотношение этих двух цивилизаций – открытый вопрос. Протестантский мир при своем рождении и до сих пор явно враждебен католической цивилизации, но в некоторых отношениях они могут выступать единым фронтом и явно чувствуют своё культурное единство. Во всяком случае, католиков протестанты очевидно относят к высшему классу людей по сравнению с неграми, мусульманами, русскими и китайцами. Эти две цивилизации вместе называются западной цивилизацией.
Базовая ценность западной цивилизации – самодостаточный индивид, который борется за свои права в войне всех против всех, идущей в любом государстве, как описал это английский философ Гоббс как раз в 17 веке. В гражданском плане такой подход требует объединения индивидов по интересам и борьбы их за свои интересы против других групп. Победитель получает все. Побежденный получает столько, сколько нужно, чтобы он мог работать и не мог восстать. Это считается в западной цивилизации справедливостью. Именно такая идейная структура европейской ментальности привела к распространению в Европе идей парламентаризма. Концепция парламента, пространства, где фракции борются за свои интересы, обладает неодолимой привлекательностью для европейских народов и входит к зону сакрального западной цивилизации.
Россия – третья христианская цивилизация на планете. Россия как цивилизация существует отнюдь не со времен Киевской Руси. До монгольского нашествия Русь была очень похожа на Европу и культурно (религиозный раскол ещё не проявился в такой степени), и в политическом отношении, вечной войной государств друг с другом. Россия оформилась в цивилизацию уже после татаро-монгольского ига, ориентировочно во времена Ивана Великого, XV век. Тут уже мы видим все черты цивилизации, и Россия выступает как цивилизационный и политический центр для разных народов.
Базовая ценность русской цивилизации – справедливость для всех. В гражданском плане такая сверхидея лежит в основе имперских структур государственности, которые обеспечивают реализацию общего блага вопреки групповым интересам. В русской культуре всегда есть достаточное количество отдельных людей и социальных групп, для которых общее важнее частного, и в результате, например, идея парламентаризма не имеет такой неотразимой привлекательности в русской культуре. Интуитивно ясно, что есть работа, которую нужно выполнять независимо от борьбы фракций, постановления партий и системы интересов разных групп. Для нас это понимание настолько естественно, что мы автоматически домысливаем его в любую культуру, и нам сложно представить людей, у которых этого нет. В частности, именно поэтому в военном 2014 году, когда украинская государственность в республике прекратилась, а собственная еще не была создана, у нас работали школы, больницы, бюджетные предприятия.
Благодаря этой культурной константе русские умеют действовать как целое в противоположность европейцам, которые не могут объединиться в единое государство, но отлично реализуют себя на уровне малых групп.
Рассмотренные системы ценностей конфликтуют сейчас на Украине. По Украине проходит граница зон влияния России и Европы, и эти зоны не просто политические, а цивилизационные. Конфликт между нашими двумя цивилизациями слишком глубок, потому что несовместимы наши базовые ценности. Именно этот раскол цивилизаций разделяет Украину, выражаясь в том числе в расколе религиозном.
События после 2014 года показывают, что носители европейской цивилизационной идентичности все еще в меньшинстве на Украине, однако это агрессивное меньшинство, захватившее политическую власть. В их руках государство, идеология и все средства обработки общественного сознания, которые созданы культурой модерна в век информационных технологий. Коллективное сознание может меняться, политический и культурный ландшафт также трансформируются. Возможно, эти территории будут потеряны для России и русской культуры, как Германия потеряла Эльзас, а Франция – Алжир.
В то же время история показывает, что несколько столетий в составе католического государства, проводившего активную политику униатства, не могут полностью уничтожить русскую цивилизационную идентичность населения. Причина этого в том, что в западной цивилизации общество сегрегировано, и в Речи Посполитой православные как общность были людьми второго сорта, не имеющими доступа к правам и привилегиям, что наряду с религиозным фактором способствовало их консолидации. Те же архаичные структуры коллективного бессознательного работают на Украине и сейчас, с уходом более высокоразвитого имперского проекта из украинской культуры. Современные украинские власти создают национальное государство, закрепляя законодательно привилегии за титульной нацией, которая в идеале отличается от большинства населения языком и религией. Предыдущая такая попытка окончилась появлением Богдана Хмельницкого и воссоединением этих территорий с Россией.
Подводя итоги, нужно сказать, что Украина и Донбасс находятся в зоне конфликта цивилизаций, который проявляется в политической, военной, культурной и религиозной сфере. Русский опыт четырехвековой давности показал несовместимость базовых идей двух наших цивилизаций, и эта несовместимость проявляется и сейчас на Украине. Размытие культурной идентичности в наши дни идет гораздо быстрее, чем когда-либо раньше, и закрепление Украины в зоне влияния чужой цивилизации довольно вероятно.
Противостояние происходит в первую очередь в культурной сфере, поэтому одна из доступных нам стратегий распространения ценностей русского мира заключается в реализации их на нашей территории так, чтобы наша культурная привлекательность была очевидна. Современная история военного Донбасса дает тому немало примеров. Культурная жизнь, включая литературу, науку, музыку, театр и даже кино, развивается в нескольких километрах от линии фронта. Это само по себе показывает, что нашим защитникам есть что защищать, а культурные ценности русского мира поддерживают и вдохновляют людей даже в условиях войны. Работая здесь, создавая и творя в республиках, в условиях военного времени, жители Донбасса дают украинцам шанс повести себя по-человечески, то есть следуя русской культурной норме. Русские люди всегда надеются, что по ту сторону границы есть кому воспользоваться этим шансом.