В книге "История принципов физического эксперимента от античности до XVII века" Ахутин А. В. выделяет три стадии эксперимента, причем манипуляции в лаборатории или бросание шаров с Пизанской башни являются только одним из этапов.
Самым первым этапом эксперимента, который мы не замечаем из-за привычности операции, является теоретическое конструирование изучаемого предмета, формирование некоторых ожиданий от эксперимента, а это в свою очередь возможно только на основе выделения самого предмета из текучего многообразия реальности. Что это нетривиальная задача, показывает опыт буддизма и йоги, учений, охватывающих огромный культурный ареал. В этих практиках все усилия направлены на решение задачи противоположной - слить все предметы, включая собственное сознание, в единое нерасчлененное целое.
читать дальшеГреки же занимались теоретическим конструированием предмета на фоне постоянно меняющейся реальности. Результатом этого конструирования является эйдос предмета - его идеальная форма, а принципом такого конструирования выступает число (по-гречески "аритмос", в русский язык пришедшее со звуком "ф", откуда "арифметика"). Античную науку о числах, как ее понимали сами греки, сейчас называют аритмологией.
Основой пифагорейской аритмологии выступает принцип пропорции или гармонии. В основе принципа пропорции лежит общая единица измерения для двух объектов (проблема, раскрытая в мультфильме 38 попугаев": целое нельзя измерять половинами, нужно найти единицу измерения). А поскольку все тела можно измерить (в основе мира лежит число), должна существовать общая единица измерения.
Уже пифагорейцы пришли к осознанию главного парадокса аритмологии - невозможность понять, что такое эта единица сама по себе, а потому и невозможность построить гармоничную картину мира. Именно эта невозможность продуцирует тайну, которая окружает всё учение Пифагора, - это не прихоть, это настоящая тайна мироздания. Суть ее ярче всего выявляется в концепции несоизмеримости отрезков.
Несоизмеримость отрезков можно продемонстрировать следующим образом. Если в квадрате со стороной в одну единицу (один шаг, один метр) провести диагональ, то по теореме Пифагора длина этой диагонали равна корню из двух - числу иррациональному, которое не получается способом деления отрезков или методом составления большого отрезка из маленьких. Это загадочно, но не так критично, пока мы не построим меньший квадрат на стороне первого квадрата, причем сторона первого квадрата теперь станет диагональю. Раз это диагональ, то она иррациональна, но раз это сторона, то она единица в другом измерении. Так какова она на самом деле - иррациональна или нет? А поскольку из единиц строятся все числа, а числами измеряется весь космос, это центральная проблема бытия.
Платон развивает идеи пифагорейской аритмологии в диалоге "Тимей". Главный персонаж диалога - реально существовавший пифагореец Тимей, который излагает принципы пифагорейской аритмологии в применении к трехмерным объектам, где сложности возрастают многократно.
"Идея эксперимента в пифагорейской науке" - Страницы 31 - 44 в книге Ахутина.
@темы:
Пифагор,
аритмология,
Ахутин,
Платон