Ольга Бодрухина

С того момента, как зародилась антропология, одной из наиболее парадоксальных сфер ее интереса стал каннибализм. Не как апокалиптичный признак ввиду безвыходности ситуации – такой, например, как длительный голод, стихийное бедствие или популяционная катастрофа [1]. А именно как то, что отражает и выражает определенные верования человека, его представления о душе и мироустройстве, о законе и морали.



Запад открывает окно Овертона для каннибалов

Казалось бы, что там, где начинается каннибализм, заканчивается все человеческое и человечное, заканчивается сама цивилизация. Там копошится что-то мрачное и зловонное, что-то чудовищное и холодное, там хтоничные злые боги и безжалостные планетарные катастрофы, такие, как Сатурн, пожирающий своих детей «живцем»... Словом, там «Всяких полно. Живых мало» [2]. Ан нет – нынче эта «радость» архаичных и темных сообществ вполне успешно взята на вооружение теми, кто позиционирует себя авангардом прогресса. Сегодня каннибализм – это прорезание истинного лица трансгуманизма, пункт алгоритма расчеловечивания и виртуализации сознания. Будь то приключение немецкого людоеда Армина Майвеса 20-летней давности, благодаря громкому делу которого совершенно неожиданно общественность узнала, что сие явление в благополучных странах уж более не табу, о чем свидетельствует само существование каннибальских сайтов с нормальной такой их посещаемостью. Или уже созданное и презентованное пару лет назад мясо из человеческих клеток, проект Ouroboroc, «Уроборос» – с благой якобы целью поставить крест на животноводстве.


Каннибализм как технология


Возможно, в это трудно поверить, но каннибализм сосуществует с самыми современными технологиями – политическими, рекламными, производственными – более того, сами эти технологии осознанно становятся его инструментами, его медиумами, проводниками из мира нелюдей в мир людей. Таким образом, происходит не только переписывание реальности, но и само формирование нового мифа, на основе которого наша реальность, собственно, и переписывается. И если каннибализм и любые его формы, включая символические, поощряется существующими культурными нормами (или как минимум ими не отрицается), то мы уже не можем говорить о нем, как о патологии. Он становится именно практикой. читать дальше


@темы: каннибализм, дегуманизация, Украина

Комментарии
02.04.2022 в 11:17

Одинаково спокойно относятся к деньгам лишь мудрецы и бухгалтеры.
Шок от прочитанного. Это нужно знать. Спасибо за статью!
02.04.2022 в 12:00

Сильный текст Ольги Бодрухиной, согласна.
Больше фотографий на сайте: oduvan.org/chtivo/publicistika/kannibalizm-kak-...
02.04.2022 в 12:26

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
А что насчет христианского причастия - есть плоть и пить кровь Христову?
Что отсылает к распространенному обряду совместного поедания предка или уважаемого человека (отчего потом некоторые заболевают болячками вроде болезни Куру), позже - священной жертвы. Точнее Христос уподобляется жертвенному барашку - пасхе - который иудеи должны есть в свою Пасху, а христиане едят плоть Богочеловека и за этот счет приобщаются к божественному началу.
Разве это не является символическим религиозно-мистическим каннибализмом?
А культ мощей - что люди целуют куски тел, носят их с собой. или используют в лекарствах?

Где заканчивается каннибализм как инфернальность и дикость, а где он может быть нормирован?
02.04.2022 в 12:32

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Возможно вопрос не в самом каннибализме, а в его десакрализации и нормализации?

В том же христианстве ритуальный каннибализм (причастие) - высшее таинство, нечто серьезное и исключительное, к чему допускают не всех и после поста и молитв, тогда как указанные в статье случаи - опускают его до быта, повседневности и шутеечек.
02.04.2022 в 13:32

из всего написанного я люблю только то, что кто-либо написал своею собственною кровью /Ницше/
в своё время изучала проблему каннибализма, открыла много для себя неизвестного

то мы уже не можем говорить о нем, как о патологии. Он становится именно практикой.
по сути да
он был патологией по большей части для псевдоцивилизационных размышлений о низших расах
на деле исторически он всегда с человечеством
всё упирается только во вкладываемый смысл


Альскандера, согласна, тема очень глубокая.

Где заканчивается каннибализм как инфернальность и дикость, а где он может быть нормирован?
Думаю, сама проблема каннибализма настолько эмоционально жутко окрашена, что такое разграничение в большинстве случаев очевидно - пример с поеданием предка VS "мы едим ваших детей"
02.04.2022 в 13:33

из всего написанного я люблю только то, что кто-либо написал своею собственною кровью /Ницше/
Возможно вопрос не в самом каннибализме, а в его десакрализации и нормализации?

Думаю, что так и есть.
02.04.2022 в 14:16

r0di0n
А что насчет христианского причастия
Разница принципиальная. Мы причащается Тела и Крови Христовых, которые Он Сам прелагает из хлеба и вина Своей Божественной силой во время таинства, и которые при этом сохраняют внешний вид хлеба и вина, уже не являясь ими по сути, потому и жертва называется бескровной. И эти Тело и Кровь не человеческие, но, как вы сами заметили, Богочеловеческие и обладают соответствующими свойствами (как пишет святитель Дмитрий Ростовский, «единый неделимый Христос во многих частях одинаково всем верующим раздается, в одной не больше не меньше, чем в другой», «не разделяется тело при раздроблении Тайн, когда раздробляется агнец» и подобное). Такова наша вера. Что же до почитания мощей, то их не едят и в лекарствах не используют. Непонятно, почему вы решили и их притянуть.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии