Автор edelberte
По поводу Гипатии
Поскольку, наверное, не все помнят, что представляли собой "наука и философия" той эпохи, о которой идет речь, и насколько они были далеки от науки и философии Аристотеля и даже Платона, позволю себе в качестве примечания привести выдержки из научной работы еще советских времен, когда магию не принято было рассматривать иначе чем как суеверие; из работы, автор которой был очень мягок в своих формулировках.
"Уже Порфирий больше думал и писал о материях так называемой "практической философии", обнимавшей различные виды гадания и магии в неразделимом единстве с языческим культом; однако его высказывания на данную тему не лишены отстраненности. Он полагал, что философ наилучшим образом достигает единения с божественным началом на путях интеллектуального созерцания, и только для толпы, неспособной к философствованию, необходим путь магического ритуала. Иное дело Ямвлих. Его уже не удовлетворяет осторожность Порфирия; там, где Порфирий обставляет апологию культовой практики интеллектуалистскими доводами, Ямвлих повышает голос для экстатических похвал "силе, и дивному посвящению, и сверхприродной, всепревышающей надежде", как плодам сакрально-магических действий. Пресловутая "теургия", т.е. белая магия неоплатоников, система упражнений и ритуалов, позволяющая "посвященному" стать, как боги, для него не ниже умозрения, как это было для Порфирия, а выше; "вне теургии нет дороги к божественной жизни". Теургия не подвластна суду разума, хотя бы идеалистического и мистического разума ранних неоплатоников; Ямвлих вменяет Порфирию в вину, что последний трактовал теургические проблемы "философски", между тем как их можно и должно трактовать только "теургически".
Теории соответствовала практика. Биографическое предание о Ямвлихе доносит до нас образ тайноведца и чудотворца, который с загадочной улыбкой вызывал на глазах у потрясенных учеников чету демонов, обитавших в двух соседних источниках, а во время своих регулярных медитаций витал над землей в сиянии лучей.
Для понимания последних судеб языческой эллинской философии необходимо помнить, что "теургическая" установка Ямвлиха победила.
<...>
Одного нельзя сказать ни о смерти Сопатра, ни о смерти Максима, ни даже о много более трагической и несправедливой смерти Ипатии; нельзя сказать, что суеверные современники по невежеству приняли ученых за магов. Ученые сами выдавали себя за магов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они были жертвами суеверия; однако того суеверия, которое сами обосновывали и распространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии. Им, духовным детям Ямвлиха, пришлось расплачиваться за оккультистские увлечения своего учителя."
По поводу Гипатии
Поскольку, наверное, не все помнят, что представляли собой "наука и философия" той эпохи, о которой идет речь, и насколько они были далеки от науки и философии Аристотеля и даже Платона, позволю себе в качестве примечания привести выдержки из научной работы еще советских времен, когда магию не принято было рассматривать иначе чем как суеверие; из работы, автор которой был очень мягок в своих формулировках.
"Уже Порфирий больше думал и писал о материях так называемой "практической философии", обнимавшей различные виды гадания и магии в неразделимом единстве с языческим культом; однако его высказывания на данную тему не лишены отстраненности. Он полагал, что философ наилучшим образом достигает единения с божественным началом на путях интеллектуального созерцания, и только для толпы, неспособной к философствованию, необходим путь магического ритуала. Иное дело Ямвлих. Его уже не удовлетворяет осторожность Порфирия; там, где Порфирий обставляет апологию культовой практики интеллектуалистскими доводами, Ямвлих повышает голос для экстатических похвал "силе, и дивному посвящению, и сверхприродной, всепревышающей надежде", как плодам сакрально-магических действий. Пресловутая "теургия", т.е. белая магия неоплатоников, система упражнений и ритуалов, позволяющая "посвященному" стать, как боги, для него не ниже умозрения, как это было для Порфирия, а выше; "вне теургии нет дороги к божественной жизни". Теургия не подвластна суду разума, хотя бы идеалистического и мистического разума ранних неоплатоников; Ямвлих вменяет Порфирию в вину, что последний трактовал теургические проблемы "философски", между тем как их можно и должно трактовать только "теургически".
Теории соответствовала практика. Биографическое предание о Ямвлихе доносит до нас образ тайноведца и чудотворца, который с загадочной улыбкой вызывал на глазах у потрясенных учеников чету демонов, обитавших в двух соседних источниках, а во время своих регулярных медитаций витал над землей в сиянии лучей.
Для понимания последних судеб языческой эллинской философии необходимо помнить, что "теургическая" установка Ямвлиха победила.
<...>
Одного нельзя сказать ни о смерти Сопатра, ни о смерти Максима, ни даже о много более трагической и несправедливой смерти Ипатии; нельзя сказать, что суеверные современники по невежеству приняли ученых за магов. Ученые сами выдавали себя за магов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они были жертвами суеверия; однако того суеверия, которое сами обосновывали и распространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии. Им, духовным детям Ямвлиха, пришлось расплачиваться за оккультистские увлечения своего учителя."
С. С. Аверинцев "Эволюция философской мысли" в сб."Культура Византии. 4
- первая половина 7 в." М., "Наука", 1984
- первая половина 7 в." М., "Наука", 1984
Мучениками, которых преследовали и убивали христиане ...
Христиане, забывшие слова Христа о милосердии и прощении..
Они погибли за свои идеалы и мнения.
Христианские убийцы и погромщики от этого стали выглядеть лучше ?
Просто как-то неудобно и странно думать, что умный человек может одобрять сожжение книг , разрушение красивых зданий и статуй и убийство невежественными, и неумными, необразованными и и немытыми фанатиками культурных , умных и образованных людей...
Гы. Ну что тут скажешь? Даже неинтересно спрашивать: а если наоборот, то другое дело?
Edelberte
" Гы. Ну что тут скажешь? Даже неинтересно спрашивать: а если наоборот, то другое дело?"
Нет , не другое дело , а также плохое .
Но было как раз то, что я описал ...
И убивали-то именно культурных и образованных....
А грязных и немытых парабаланов , мне кажется, никто не упрекал в образованности и культуре....
ninaofterdingen :
Всё, что я хотела сказать по этой теме, я сказала в посте, а транслировать ходячие штампы вы могли бы в другом месте, я ведь вас неоднократно уже об этом просила. Больше просить не буду
Т.е. убийство Гипатии - это штамп и его не было ?
Люди испугались. За свою жизнь и своих детей. Да, это была паника, но основания для нее у них были. И не Кирилл эти основания придумал - сама, все сама языческая элита сделала.
Т.е. жертва сама была виновата в том. что ее убили ?
Да, так уж сложилось в Александрии, что религиозное различие совпадало с социальным. Низы, народные массы сплошь были христианами, элита - языческая, да к тому же еще и "понаехавшая". И относилась она к населению именно так, как относится чуждая элита к населению, которое считает чужим, неприятным и враждебным. А Орест к тому же был ретив не по уму, видел свое назначение в искоренении христианства, если надо - вместе с отвратительными, грязными и необразованными, не имеющими ценности носителями. Вся прелесть гностического взгляда на мир в исполнении злого дурака. Гауляйтер на оккупированной территории, короче.
О каком искоренении христианства может идти речь, когда на троне Византии сидел император - христианин Феодосий 2 ?
Еще его дед , император - христианин Феодосий 1 издал омерзительный указ de fide catholica («о католической вере»). Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе:
«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе.»
В 381—385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам:
«Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья […] должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом.»
В 392 христиане под руководством воинствующего патриарха Александрийского Феофила разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку.
О каком уничтожении христианства может идти речь ?
Люди испугались. За свою жизнь и своих детей. Да, это была паника, но основания для нее у них были.
И стали убивать ! Забыв проповеди Христа о милосердии и прощении ....
Впрочем, большинство христиан , наверное, не могли читать Септуагинту - были неграмотны ....
Какие хорошие христиане !
как относится чуждая элита к населению, которое считает чужим, неприятным и враждебным
Вы способны уважать немытого монаха , который годами отказывается мыться ?
Вам приятно было бы общаться с человеком , от которого несет омерзительной вонью ?
Да, я способна уважать "немытого монаха". И еще много кого способна уважать. А вот кого точно не способна - это тех, кто полагает, что "помытость", обеспеченность и та образованность, которая из нее вытекает, - основания ставить их носителей выше прочих представителей рода человеческого.
Читал, читал .
Центральные власти Византии контролировали в основном положение и при Арии и при монофизитах
Да, я способна уважать "немытого монаха".
Человек не хочет ( или не способен ) соблюдать простейшие нормы гигиены и культуры поведения ( согласимся, что общение с подобными субъектами как в Александрии 4 века, так и в современной России - крайне неприятно .
Подобные люди не уважают ни себя, ни собеседника - ибо знают, что общение с ними приносит дискомфорт и просто опасно для здоровья других людей .
" А вот кого точно не способна - это тех, кто полагает, что "помытость", обеспеченность и та образованность, которая из нее вытекает, - основания ставить их носителей выше прочих представителей рода человеческого. "
Вы отрицаете, что интеллектуальный и образовательный уровень Гипатии был выше чем у ее убийц ?
Разве образованный человек не заслуживает уважения за свои знания ?
Разве человек, думающий о том, как он выглядит в глазах окружающих , старающийся , что-бы людям было приятно и комфортно находиться в его обществе не заслуживает уважения по сравнению с хамом, который грубо ведет себя , не хочет вычистить свою одежду и просто помыться ?
Да плевать мне на ее образовательный уровень, какое он вообще имеет отношение к делу? Тетка поплатилась за претензии и действия своей стороны, сама будучи почти не при чем. Это печально, но это не первый и не последний случай в истории. Любая политическая заварушка даст вам такие же примеры. Троих молодых дураков, которых в 91-ом свои же выпихнули под ослепленные танки, тоже жалко. Но это ни разу не доказывает правоту той мрази, на чьей стороне они выступали.
Вы вообще возражаете, только чтоб возразить, что ли? Если вы исходите из предположения, что александрийским низам того времени хорошая санитария была недоступна, за что их тут винить? А если вы этого не предполагаете, с чего вы вообще взяли, что они были немытые?
Вообще чрезмерное внимание к вопросу "помытости" как-то удивляет и настораживает. Обычно оно бывает свойственно людям, которые полезную привычку регулярно мыться усвоили сравнительно недавно - и с большими усилиями. Остальные как-то не заостряются.
Тетка поплатилась за претензии и действия своей стороны
Но это ни разу не доказывает правоту той мрази
Какие вульгарные выражения вы употребляете в разговоре...
Тетка поплатилась за претензии и действия своей стороны, сама будучи почти не при чем. Это печально, но это не первый и не последний случай в истории. Любая политическая заварушка даст вам такие же примеры. Троих молодых дураков, которых в 91-ом свои же выпихнули под ослепленные танки, тоже жалко. Но это ни разу не доказывает правоту той мрази, на чьей стороне они выступали.
Вы осуждаете действия христианских убийц- монахов ?
Вы осуждаете псевдо- святого Кирилла ?
Если вы исходите из предположения, что александрийским низам того времени хорошая санитария была недоступна, за что их тут винить? А если вы этого не предполагаете, с чего вы вообще взяли, что они были немытые?
Вообще-то монахи - отшельники паробаланыне отягощали себя ни мытьем , ни чистотой, ни чистой одеждой...
да и другие монахи и святые- тоже ...
И почему Кирилл Александрийский - псевдосвятой? У вас есть какие-то данные о нарушениях в ходе его канонизации?
И почему Кирилл Александрийский - псевдосвятой? У вас есть какие-то данные о нарушениях в ходе его канонизации?
Может ли святой убивать людей ( в том числе - женщин ) , красть , причисмлить к лику святых осужденного за убийство ( да еще с помощью подлога ) ?
" Так как она очень часто беседовала с Орестом, её обращение с ним подало повод к клевете [в церковном народе], будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего [чтеца] Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, [разорвали на части], а [куски] тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это навлекло немалую хулу не только на Кирилла, но и на Александрийскую церковь , ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста." (с)
Сократ Схоластик.
Есть языческий источник:
The Life of Hypatia
From Damascius's Life of Isidore, reproduced in The Suda
Translated by Jeremiah Reedy
cosmopolis.com/alexandria/hypatia-bio-suda.html
Thus it happened one day that Cyril, bishop of the opposition sect [i.e. Christianity] was passing by Hypatia's house, and he saw a great crowd of people and horses in front of her door. Some were arriving, some departing, and others standing around. When he asked why there was a crowd there and what all the fuss was about, he was told by her followers that it was the house of Hypatia the philosopher and she was about to greet them. When Cyril learned this he was so struck with envy that he immediately began plotting her murder
"Случилось однажды, что Кирилл, епископ противоположной секты, проходил мимо дома Ипатии и он увидел великую толпу людей и лошадей напротив её двери. Некоторые заходили, некоторые выходили, а прочие стояли вокруг. Когда он спросил, почему там толпа, что это за суета вокруг, ему сказали её последователи, что это дом философа Ипатии и они приветствуют её. Когда Кирилл выяснил это, он так был поражён завистью, что он немедленно начал составлять план её убийства" (с)
Христианин Сократ Схоластик свидетельствует о неблаговидных делах Кирилла :
www.krotov.info/acts/04/socrat/socr07.html
Но иудеи, слыша угрозы, сделались еще упорнее и во вред христианам придумывали козни. Я расскажу о главнейшей, которая была причиной изгнания их из Александрии. Сговорившись, чтобы каждый носил с собой, как отличительный знак, сделанное из коры пальмового дерева кольцо, они задумали напасть ночью на христиан, и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь соименная Александру. Услышав это, христиане, для спасения церкви, сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их. Друг друга они не трогали, потому что каждый показывал другому кольцо, а встречавшихся христиан убивали. С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам, — так называют иудеи места своих молитвенных собраний — и синагоги у них отнимает, а самих изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление.
Грабёж - это явно уголовное преступление, даже если кто-то из иудеев и был виноват в убийстве христиан.
Аммоний, ударил Ореста камнем в голову, так что он весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители, кроме немногих, все разбежались в разные стороны и скрылись в толпе, боясь, что и их побьют камнями. Между тем начали сбегаться и жители Александрии, чтобы защитить префекта от монахов, — и всех других обратили в бегство, а Аммония схватили и представили к префекту, который, на основании законов, всенародно подверг его наказанию и дотоле мучил, пока тот не умер. Об этих событиях вскоре донес он самодержцам. А Кирилл представлял их царю с противоположной стороны, тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы считали его мученником и прославляли в Церкви его великодушие, как подвиг за благочестие.
Причислил к лику святых казненного за покушение на убийство .
Затравленные, перепуганные люди в панике совершили ужасное, а я, попивая чаек на диване, буду их осуждать?
Это были нелюди, принявшие образ людей. Ибо топтать ногами, забивать камнями, сдирать кожу с человека - такого нельзя даже назвать зверем, это нелюдь .
Может,люди убившие ее и причисляли себя к христианам,но поступили явно анти-христиански.
А Вы их защищаете и оправдывайте ....
И еще - если человек нарушил заповедь не убий и при этом оправдывается политической закулисной игрой - то может ли он считаться последователем Христа?
И с чего вы взяли, что это были парабаланы? Из кина? Первоисточник ничего такого не сообщает.
Погромщики и убийцы , убивавшие ранее , невежественные и фанатичные - кто лучше подойдет для такого злодеяния ?
К тому же , на следующий год после убийства Гипатии по приказу из Византии их число было сокращено указом :
Императорский декрет "Кодекса Феодосия" от 29 сентября 416 года предписывал, чтобы парабаланы ограничились непосредственными обязанностями и не вмешивались бы в дела городских властей. Им запрещается посещать публичные зрелища или являться без вызова в присутственные места. Число их не должно превышать пятисот человек. Отныне назначать новых парабалан будет не епископ, а префект .
Нет, не осуждаю. Затравленные, перепуганные люди в панике совершили ужасное, а я, попивая чаек на диване, буду их осуждать?.
после событий в Одессе 2 иая?
Те, кто поджигали Дом профсоюзов тоже считали тех, кто внутри "нелюдьми", чужаками и оккупантами, которые их всю жизнь унижали, но чья культура последние века была выше их и всячески их унижали. Раздел в вере - ничуть не хуже и не лучше национального или цивилизационного. Надеюсь, у вас найдутся для них слова оправдания.
Любопытно, что христиане уже тогда поняли, что поступили с Гипатией несправедливо, а потом попытались замазать свое преступление тем, что создали из нее святую Екатерину, якобы растерзанную толпой язычников. Почти заявление "это не мы обстреливали- это кондиционер взорвался".
1. Убийцы Гипатии принадлежали к рядовому малоимущему (в основном) БОЛЬШИНСТВУ жителей Александрии. Чужаками там были официальные власти, поставленные метрополией.
2. Напоминаю, что жители города всерьез воспринимали Гипатию как колдунью, магичку, чему, собственно, и посвящен пост. В их представлении к враждебной им административной власти, которой чужаки и так пользовались в полной мере, добавлялась магическая.
Иными словами, аналогия состоялась бы, если бы это русскоязычные жители Одессы спалили руководителя украинской телерадиокомпании, прибывшего в город с психотронной пушкой новейшей американской конструкции. А там, как мы знаем, все было наоборот.
2. Свидомые тоже ИСКРЕННЕ считают своих оппонентов опасными уже за сам факт отстаивания своих позиций, поэтому широко пользуются баном, создали жупел киселевщены, которая якобы зазомбировала весь Донбасс. Волшебная такая российская пропаганда. Столь же искренне они считают, что все русские на Украине - это русифицированные украинцы, которых нужно вернуть в истинную веру. И что все ополченцы на ЮВ- россияне.
Если вы ставите своей целью убедить меня, что убивать нехорошо, вы зря тратите время: я христианка, и у меня это не вызывает сомнений. Если бы у меня спросили: "Плохо ли, что Гипатию убили?" - я бы сказала: "Плохо." Но у меня спрашивали: "Осуждаете ли?" Вы чувствуете разницу? Я не могу однозначно осудить даже бессмысленно-жестокое сопротивление людей, которых загнали в предельный угол. На войне как на войне. "Если не мы их - то они нас." И в этом смысле какая-то часть правоты в сказанном вами есть. Я действительно понимаю страх свидомых перед более сильной, настоящей, в отличие от наскоро сконструированной, культурой. Но вы по сути предлагаете мне релятивизм. А с этим я согласиться не могу. Сконструированная для разрушения псевдокультура неправа именно потому, что она сконструированная и для разрушения. И если вернуться к Александрии, языческая культура стала неправа, когда из эллинской стала эллинистической, "культурой" магов и оккультистов.
Нина, чувствую, чего-то я не проговорила, критикуй.
И про релятивизм тоже согласна. Нужно рассматривать содержание учения. Майдановцы считают нас врагами не за факт отстаивания своих взглядов, а за то, что мы защищаем бедных, некреативных, нелиберальных, неприспособленных к рынку, не прогрессивных, необразованных и так далее. Ставим их на одну доску с креативными и прогрессивными и требуем их уважать, тратить на них бюджетные деньги и так далее. И не просто требуем, а добиваемся этого. Сами майдановцы не говорят, что они ненавидят ватников за честность, с которой те выражают свои убеждения, им не нравятся сами эти убеждения по содержанию.