08:44 

Мой вчерашний доклад на ФМО

На философском монтеневском обществе Луганска состоялось обсуждение популярного литературного жанра — хронотуризма. Появившийся в конце XIX века жанр оставался на периферии литературного процесса, а в наши дни, сто лет спустя, переживает настоящий бум. В чём причина такой востребованности попаданчества? Чем привлекательно это явление для культуролога и философа? Каковы перспективы его развития? Варианты ответов на эти и другие вопросы пытались найти философы Луганска на последнем в этом учебном году заседании ФМО. Аудиозапись по ссылке.

ФМО официально уходит на летние каникулы, заседания возобновятся в сентябре. Если у вас есть идеи докладов, вы хотите выступить, обсудить интересующую вас тему, пишите и делайте заявку! ФМО отрыто для всех, кто увлекается философией, культурологией, социологией и готов поделиться своими идеями!

oduvan.org/interesnosti/sdelano-v-donbasse/obsu...

@темы: ЛНР, Луганск, ФМО, попаданцы, философия, хронотуризм

URL
Комментарии
2017-06-26 в 23:25 

Ingris
Эх, жаль, диалог с залом на записи плоховато слышно, тема-то интересная и спорная, а слушатели "в теме" :up: И очень, очень любопытно стало - каков полный список произведений, ставший выборкой-основанием доклада?
Лично не согласна с применением термина "хронотуризм" ко всему массиву литературы про попаданцев (в ней немалое количество "хроноэмигрантов"...)

2017-06-27 в 10:46 

Самое хорошее тут, что слушатели - люди не интернетной культуры, а книжной, работают в библиотеке, а не за компьютером. По нашим временам это уже межкультурная коммуникация.

Книги хронологически до "Византийской тьмы" я читала, на "Византийской тьме" сломалась на середине, и именно тогда возник вопрос - как можно такую интересную тему так испортить. В дальнейшем недоумение только усиливалось. Я многое начинала, дочитала до конца только Буркатовского, "Вчера будет война", и осталась с тем же вопросом. Попытка на него ответить вылилась в доклад.

=Лично не согласна с применением термина "хронотуризм" ко всему массиву литературы про попаданцев (в ней немалое количество "хроноэмигрантов"...= - Я считаю самым удачным и ёмким термин попаданец, но он не академический. Хронотуризм мне тоже не нравится, я его называю неофициальным, но он в первую очередь не точный. Я взяла его, потому что он уже используется, можно хотя бы очертить круг явлений.

URL
2017-06-27 в 12:31 

Ingris
Насколько помню, "Византийская тьма" с натяжкой и фантастика с попаданцем, и исторический роман - у Мазина и то лучше в тех книгах, где попаданец тоже только условность (для лучших продаж?), а так-то довольно проработанные исторические романы.
То, что Стругацкие тоже брались за тему, заинтересовало, надо почитать :)
То, что стояло в докладе по 90-м и позднее, чаще относилось (ИМХО) в лучшем случае к типу "сойдет для метро" - и Сварог (явный продолжатель дела которого Ричард Длинные Руки, слепленный многими неграми), и Злотников всеми своими трешовыми романами сразу. Буркатовский из другого подвида попаданцев, его хоть советовать не стыдно.
А вообще, народный термин - наиболее объединяющий на текущий момент и интуитивно понятный, т.к. включает в себя несколько смыслов разом. Не по-латински звучит, конечно, зато чрезвычайно точен.

2017-06-27 в 12:46 

Совершенно верно.

Кто в этой теме не сойдет для метро? Я была бы рада ориентироваться на признанные образцы.

URL
2017-06-27 в 20:27 

Ingris
Я произведения про игры со временем и альтисторию люблю с детства, что позволило познакомиться с тем старым, что было в библиотеках и сейчас показалось бы скучноватым, а уж когда это направление фантастики стало мейнстримом... волна захлестывает, зато и поймать в ней можно больше :)

Сперва назову места, где ловлю (обзор ресурсов, пусть они и всем знакомы ;-) ) :
- Флибуста, раздел Жанры, подраздел Попаданцы, если интересует ЛитРПГ как подвид попаданцев в игры, то и он. Группировке "по популярности" доверять не стоит, а вот перейти на страницы авторов и посмотреть отзывы - весьма, этот пиратский ресурс самый резкий и часто самый непредвзятый за счет большого количества активных участников.
- Либрусек - хиреющий отец Флибы, но часть контента отличается.
- Фантлаб. Его поиск нужной темы не включает, а по имеющимся выдает не без нареканий и пробелов, но если искать по автору/названию, уже результативен. Приятно, что там более серьезные отзывы и даже рецензии, хотя из-за меньшего их количества вкусовщина в целом выше.
- Полная энциклопедия попаданцев в прошлое у Вязовского на самиздате. Минус, что только один вид попаданцев, плюс - в актуальном состоянии, хронологии попаданий; с авторской оценкой я часто не согласна - кажется, он больше ценит бойкий слог и гаремники.

Места, которых сторонюсь:
Попаданцы от А до Я - любопытен группировкой по подвидам попаданцев, но информативность там минимальная, а ряд книг притянут за уши (например, в попаданцы к нам зачислены книги про вторжения инопланетян :upset: )
В вихре времен - если автор с этого форума, то весьма велик шанс нарваться на халтуру в определенном стиле - стиле местных мэтров и жутких по качеству массовых издательских серий. Для примера, Злотников - мэтр. с кэпкой, да...

2017-06-27 в 23:06 

Ingris
А теперь про то, что мне нравится. Как библиотекарь, стараюсь отслеживать в фантастике интересные вещи, которые стоит советовать к прочтению при тех или иных потребностях. Люблю хорошую матчасть или как минимум логический обоснуй, испытания, человечность. Не люблю истеричек, всемогущих всезнаек, масштабные поставки клюквы и deus ex machina.

Из зарубежного-классического.
Не помню, чтобы в докладе был Спрэг де Камп с его романом "Да не опустится тьма" - чистой воды попаданец в Римскую империю, становящийся прогрессором, отсюда заодно и АИ.
Гарри Тертлдав с его Видесским циклом - массовое попадание в виде римского легиона в другой мир типа Византии.
Стивен Кинг "11/22/63" как пример типичного хронотуриста "туда-сюда". Роман недавний, для США несомненно событие, с детальным вниманием к их истории - лично мне по этой причине оказался чужд, но учесть для исследований его стоит.
Из еще советского про попаданцев - Константин Сергиенко "Бородинское пробуждение" (хронотурист на Бородино). Можно добавить "Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей" Мироновой начала 1990-х, потому как тоже как попаданчество в прошлое в познавательных целях, хотя предназначено детям.

Наше, 2000-е и далее.
Массовое попаданчество:
Павел Корнев с циклом "Приграничье" - крепкий середнячок, начал до мейнстрима и местами свеж. Перенос в магическое междумирье нескольких постсоветских поселений, периодическое попадание туда новых людей, варианты хождения на Землю и обратно.
Вадим Денисов, цикл "Стратегия. Замок Россия" - перенос национальных анклавов в другой пустой мир с их последующим обустройством. Массовость одних книг сменяется одиночными или мелкогрупповыми квестами других, есть возврат на Землю и обратно.
Алексей Волков, цикл "Командор" - пассажиры лайнера перенеслись в Карибское море конца 17 в (после добавляется территориально Европа и Россия), много выживания и приключений, прогрессорство и АИ.
Алексей Ивакин "7 дней в июне" - АИ июня 1941 года с попаданцами, в роли которых выступает вся бывшая территория СССР из начала 21 века во главе с президентом Медведевым.

Попаданцы-прогрессоры в теле человека прошлого:
Валерий Елманов, цикл "Обреченный век" - 4 попаданца в Древнюю Русь до нашествия, объединение земель вокруг Рязани. Т.к. автор фанат рязанского краеведения, исторически тоже интересно.
Андрей Дай, цикл "Поводырь" - попаданец в томского губернатора после 1861 г., усиленное развитие Сибири.
Марик Лернер, квадрология "Цель неизвестна", про попаданца в Ломоносова, с прогрессорством. Тоже довольно крепкий середнячок (и в отличие от схожих прогрессорских "Генерал-адмирала" и "Князя Агренева" в каждом томе не только увеличение масштаба по накатанному кругу, но и новые направления.)
Андрей Муравьев "Гроза тиранов" - двое попаданцев, Черногория конца 18 в., поиск там друг друга и пути обратно.
Сергей Арсеньев "Студентка, комсомолка, спортсменка" - старик из будущего переносится в советской тело девочки с задачей не дать развалить СССР.

Попаданчество с ориентиром на подростковую аудиторию и достаточно аккуратно вписанным необходимым морализаторством:
Садов, трилогия "Рыцарь Ордена" (мальчик как спаситель магического мира),
Лукьяненко "Остров Русь" (дети попали в Древний Египет и вернулись; одновременно есть слой для взрослых - книжной тусовки миллениума),
Измайлова "Невидимые знамёна" (это попроще сказка с моралью про Избранных попаданцев),
Андрей Жвалевский "Время всегда хорошее" (обмен телами современность/1980 г. для бегства от проблем)
Олег Верещагин "Скаутский галстук" (современный подросток-скаут, попавший на ВОв)

Попаданцы в прошлое, не делающие альтисторию:
Борис Орлов, цикл "Робин Гуд с оптическим прицелом" - под видом иронической фантастики хорошо дана английская история времен Ричарда I с попаданцем.
Константин Костин "Сектант" - с иронией над реконструктором-недоучкой, попавшим в Россию 1920х гг. и перевоспитанием.
Валерий Елманов, цикл "Лал - камень любви" - попаданец к Ивану Грозному, хронотурист за невестой - потому еще и любовный роман.

Попаданцы в прошлое в своем теле:
Андрей Родионов, цикл "Орден Последней Надежды" - оруженосец Жанны Д'арк и не только. Скорее исторический роман с незаюзанной точки зрения.
Елена Горелик, цикл "Не женское дело" - попаданка-пиратша, Карибы конца 17 в.

Попаданцы на ВОв:
Конюшевский, цикл "Попытка возврата" - один из первых, кто вошел в эту тему на достаточно приличном уровне. Попаданец в своем теле, разведка.
Вадим Полищук "Деляга" - перевоспитание барыги-попаданца в военных буднях с проявлением его качеств для лучших дел.
Алексей Ивакин "Мы погибнем вчера" - поисковики перенеслись в 1942-й, ощутив войну на себе.
Вадим Полищук "Зенитчик" - попаданец-зенитчик, скромные будни войны.
Анатолий Дроздов, дилогия "Интендант третьего ранга" - попаданец с машиной времени, партизанит в годы ВОв, на основе исторических данных и без АИ.

Попаданцы в фэнтезийные миры. Тут по-любому приключения и развлекательность главенствуют, нет темы переосмысления прошлого и будущего, потому скучнее. Ну или я меньше знаю это направление, чем прочие.
Константин Костин, дилогия "Моя не понимать" - попаданец в тело йетти в магическом мире, с детективом.
Орловский "Ричард Длинные руки" - попаданец-карьерист в 50 томах. Примерно первые книг 10 было довольно хорошо, а потом пошли литнегры и трешак.
Игорь Дравин, цикл "Чужак" - попаданец с множеством ролей-масок, меняющий мир, куда попал, к лучшему состоянию. Слишком много цитат из времен перестройки, чтобы стать понятным молодежи, но меня в том числе этим и цепляет.
Людмила Астахова "Злое счастье" - попаданка в другой мир, смесь с любовным романом.
Андрей Белянин "Тайный сыск царя Гороха" - милиционер в сказочной Руси.

И еще по прочим:
Злотников, Махров, Величко, Ланцов, Кулаков, прочие авторы гнезда ВВВ - авторы издаваемые, кое-что у них даже приемлемо, но само- и друг-другоповторы, тяга к клюквенности-сусальности, вольное обращение с историей или незнание оной, типичные ходы решения проблем делают их малоинтересными... и при этом основой ширпотреба.
Прозоров, Мазин - тоже издаваемые авторы, но тут другой вопрос: вообще обычно неясно, зачем нужен был прием с попаданцами, писали бы себе славянскую фэнтези или чистые исторические романы.
Красницкий, Королюк - бойко начав, не заканчивают сюжет и впадают в клубничку и самоповторы.
Поселягин - матерное слово.

:ps: Что-то и кого-то наверняка забыла написать...

     

ОЭ + философия социального

главная